Сбербанк обогнал Fiat

Сбербанк и Magna выиграли у Fiat борьбу за Opel: российский банк получит 35% акций немецкой компании, Magna – 20%

Opel/Vauxhall

Подразделение General Motors. Продажи (2008 г.) – 1,5 млн автомобилей. Выпускает автомобили на девяти заводах в Германии, Бельгии, Польше, Португалии, Испании, Великобритании.

C бразильской мыльной оперой сравнил на прошлой неделе президент Fiat Серджио Маркионне переговоры немецких властей и GM с претендентами на ее подразделение, немецкую Opel. Этот сериал с участием глав нескольких государств держал в напряжении общественность всю прошлую неделю. Развязка наступила в ночь с пятницы на субботу.

В 2.15 по Берлину министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк, выйдя из зала переговоров, сообщил, что в борьбе за Opel победила канадская Magna, выступающая в альянсе со Сбербанком. Они подписали рамочное соглашение, в соответствии с которым GM сохранит 35% акций Opel, 10% останется у работников автоконцерна, Сбербанк получит 35%, Magna – 20%. Нужно согласовать еще много деталей, но «в течение пяти недель мы должны прийти к подписанию контракта», отметил соуправляющий Magna Зигфрид Вольф.

GM сегодня должна подать заявление о банкротстве. Чтобы решить, как исключить из этого процесса Opel, в Берлин на следующей неделе прилетит президент США Барак Обама, рассказала СМИ канцлер Германии Ангела Меркель. А пока стороны договорились создать траст, сообщил Штайнбрюк.

Fiat фактически сама вышла из переговоров. Компания предлагала на базе собственных активов и активов GM Europe (Opel, Vauxhall и Saab) создать второго по величине после Volkswagen автопроизводителя в Европе с мощностями в 6 млн автомобилей в год. Но Маркионне покинул Берлин в пятницу утром, заявив, что Fiat «сделала все, что могла» и улучшать свое предложение больше не намерена, теперь слово за властями Германии. Переговоры в Берлине, по мнению Маркионне, свелись к единственному вопросу: кто готов немедленно предоставить Opel кредит на 450 млн евро. С этим требованием GM неожиданно выступила в среду. До того немецкие власти были уверены, что сумма экстренного кредита не превысит 100 млн евро. Magna сразу заявила, что готова выделить эти деньги, если немецкое правительство предоставит гарантии на данную сумму. Fiat оказалась более осторожной. Компании не был предоставлен полный доступ к финансовой отчетности Opel, подчеркивается в заявлении Маркионне, а автоконцерн не может себе позволить столь «экстравагантные риски».

GM прогнозирует убыток Opel до налогов и процентных выплат в 2009 г. более $3 млрд, говорится в документе, разосланном потенциальным покупателям Opel/Vauxhall (с ним удалось ознакомиться FT), продажи вырастут с $22 млрд до более $30 млрд к 2012 г.

На стороне Magna оказались и профсоюзы, ведь Fiat собиралась сократить 10 000 рабочих. Из них большая часть придется на заводы в Германии, иные из которых могут быть закрыты, опасались немецкие чиновники и профсоюзы, хотя точные планы Fiat не раскрывала. Magna же может сократить в Германии 2600 рабочих, а по всей Европе – 11 000, но ни один из заводов в Германии не будет закрыт, объявили немецкие власти, передало Bloomberg.

Сколько денег вложат в Opel Magna и Сбербанк, не раскрывается. Неделю назад Вольф заявил, что речь идет о 500–700 млн евро.

Эта сумма не увеличилась, уверяет источник, близкий к одному из членов альянса. Немецкое правительство и земли, на которых располагаются заводы Opel, выделят ей заем в 1,5 млрд евро на поддержание деятельности, пока не будет закрыта сделка с Magna. Кроме того, Германия предоставит Opel госгарантии на 4,5 млрд евро.

Представители Magna и Сбербанка от комментариев отказались.

Magna, собирающая до 125 000 машин в год под чужими брендами, давно мечтала обзавестись собственным автоконцерном. Два года назад она претендовала на Chrysler. «Как банк мы заинтересованы в том, чтобы с помощью приобретения такого рода активов могла быть реструктурирована [отечественная] автомобильная отрасль. На мой взгляд, это очень хороший шанс для России – получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского производителя», – заявил в субботу в интервью «Вестям» президент Сбербанка Герман Греф. Банк – финансовый инвестор, а конечным получателем доли в Opel через несколько лет может стать группа ГАЗ, считает директор московского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. Источники, близкие к консорциуму, не исключают такого сценария.

Пока же у ГАЗа денег на покупку Opel нет, и группа выступает как индустриальный партнер в альянсе. Компания готова предоставить площадку в Нижнем Новгороде для сборки Opel, подтвердила зампред правления автоконцерна Елена Матвеева. Мощность этого производства может доходить до 180 000 машин немецкой марки, говорили источники, близкие к ГАЗу.

Меркель 23 мая обсудила планы россиян по Opel с премьером Владимиром Путиным, заявил пресс-секретарь немецкого правительства Ульрих Вильхельм.

Путин и Меркель в телефонном разговоре обсудили среди прочего ситуацию с Opel, подтвердил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков. По его словам, эта сделка важна для российского правительства по нескольким причинам: нужно понять, как GM, у которой в России есть производство, будет выполнять свои обязательства (в том числе по его локализации в течение 10 лет. – «Ведомости»).

Сбербанк выступает в роли инвестора, подтверждает Песков, управление может перейти к ГАЗу, хотя возможны и другие варианты. Переговоры продолжаются, подчеркивает Песков, с российской стороны их ведет Минпромторг (с его представителем вчера связаться не удалось).

Magna вместе с Opel хочет купить британскую Vauxhall и российский бизнес GM по выпуску Chevrolet, пишет WSJ без ссылки на источники. Представитель российского завода это не комментирует. Magna будет действовать в России совместно с GM, пойдет ли речь о покупке завода, пока не решено, говорит источник, близкий к консорциуму Magna и Сбербанка.