Цитата недели


«ЦБ всегда придет на выручку, если выручка большая».

Сергей Голубев, директор юридического департамента ЦБ

Банкиры любят порассуждать на тему, как Центральный банк может облегчить им жизнь. А заодно попенять заочно регулятору и на обилие отчетности, и на тернистый путь к ресурсам ЦБ, и на повышенный интерес проверяющих к вещам, имеющим к банку лишь отдаленное отношение. Но чем сильнее потрясения на рынке, тем настойчивее их призывы к ЦБ протянуть руку помощи. И они не остаются незамеченными, особенно призывы крупных банков, дал понять заслуженный юрист России и полковник юстиции запаса ФСБ России Сергей Голубев, автор таких работ, как «Роль ЦБ в регулировании банковской системы страны» и «Банк России в XXI веке».

С юмором подметил Голубев и еще одну особенность, присущую многим российским банкам: «Нормативы мы начинаем читать, когда уже все нарушено». Откровения главного юриста ЦБ прозвучали на банковском конгрессе в Санкт-Петербурге, который с подачи ЦБ стал одним из основных мероприятий года для банкиров. Не сильно уступали Голубеву в красноречии выступавшие там же коллеги из ЦБ. «Каким бы идеальным надзор ни был, все не увидеть, у нас в банках работают гениальные люди, которые придумывают такие схемы, что их можно увидеть только после банкротства», – требовал возмездия первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян. «Наши российские банки менее законопослушны и более конфликтны по сравнению с западными, любые нормативные, более жесткие требования помимо противоестественного желания исполнить вызывают более естественное желание их обходить», – объяснял замдиректора надзорного департамента Владимир Чистюхин.

После таких высказываний невольно задумаешься, где же хранить сбережения. Ведь «кризис еще не добрался до балансов банков», констатировал директор департамента лицензирования ЦБ Михаил Сухов.

А если доберется? Тогда-то и придется банкам доказывать государству и ЦБ, что их выручка достаточно большая. Эти доказательства или последующие разбирательства сулят сотрудникам ЦБ еще не одно интересное открытие. Но хочется верить, что их список не будет длинным. Ведь то, как ведут себя российские банки в сравнении с кризисом 1998 г., – «белое и черное», обнадежил Сухов.