OMG на берегу

Планы группы OMG по созданию крупной судоходной компании лопнули. Суда перешли к кредитору, а само судоходное подразделение OMG просит признать себя банкротом

На волнах оптимизма. 1,3

млн тонн перевалил «Порт Выборгский» в 2008 г., на 16,4% больше, чем в 2007 г.

156000

тонн грузов перевез флот ВСК за 9 месяцев 2008 г.

500

млн евро планировала потратить OMG на развитие Выборгской судоходной компании. Из них 100 млн евро – в 2007–2008 гг.

ООО «Выборгская судоходная компания»

морской грузоперевозчик. ВЛАДЕЛЕЦ – Alwidama Investments (99%). оборот – 136 млн руб. (9 месяцев 2008 г., по собственным данным). Входит в группу OMG вместе с «Портом Выборгский», автомобильным терминалом «Онега», страховым обществом «Скандинавия» и др.

Выборгская судоходная компания (ВСК), входящая в группу OMG, 29 мая подала иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании себя банкротом, говорится на сайте арбитража.

ВСК владела тремя сухогрузами водоизмещением по 7000 т, которые перевозили на экспорт минеральные удобрения. Судов у компании уже нет, говорит источник, близкий к OMG: они перешли к основному кредитору компании – банку «Санкт-Петербург». Они были приобретены в первой половине 2008 г. на кредиты, которые ВСК брала у банка на год под залог самих судов. За них ВСК заплатила около 20 млн евро, говорит источник. Президент OMG Виталий Архангельский вчера не отвечал на звонки по мобильному телефону.

Суда ВСК OMG Gatchina и OMG Tosno перешли банку в марте 2009 г., они выставлены на продажу во Франции и Эстонии, рассказал представитель Российского профсоюза моряков. Банк «Санкт-Петербург» оплатил возвращение экипажей в Петербург, говорит он. Общий долг по зарплате у ВСК примерно 250 000 евро, говорит представитель профсоюза.

Представитель банка отказался вчера от комментариев.

Кредитный договор с «Санкт-Петербургом» на покупку OMG Kolpino ВСК подписала 30 апреля 2008 г., говорится в заявлении о возмещении убытков, поданном банком в британский Королевский суд Адмиралтейства 8 апреля 2009 г. (копия есть в распоряжении «Ведомостей»).

Выборгскую судоходную компанию OMG (тогда называлась «Осло марин») создала в 2007 г. Тогда Виталий Архангельский собирался закупить до 30 судов для перевозки грузов в европейские порты. В середине 2007 г. «Осло марин» приобрела Выборгский порт и реконструирует его под перевалку контейнеров.

За последние полгода спрос на грузовые суда сильно снизился, говорит сотрудник одной из иностранных судоходных компаний. Вряд ли кредиторы смогут выручить за все три судна больше 10 млн евро, считает он. Многие судовладельцы хотят воспользоваться кризисом, чтобы дешево пополнить флот, считает советник председателя совета директоров Северо-Западного пароходства Евгений Зубарев. Он полагает, что причиной банкротства ВСК могли стать упавшие вдвое фрахтовые ставки. ВСК поздно вышла на рынок, считает гендиректор немецкой Arivist Logistics Дмитрий Васильев. Если бы OMG занялась морскими грузовыми перевозками на год раньше, ей, может быть, и удалось бы подойти к кризису с минимальным долгом и надежной диверсифицированной клиентской базой, считает он. Уже осенью 2008 г. грузооборот между портами на северо-западе России и Европы стал резко снижаться, к весне спад достиг 30%, рассказывает Васильев.