Глобальная экономика: Не замыкаться в себе


Для антиглобалистов сейчас пьянящее время. Мировая экономика явно на спаде. Несостоятельность Уолл-стрит и других финансовых центров – с точки зрения и качества регулирования, и профессионализма – создала угрозу крушения банковской системы и заставила серьезно задуматься о характерном для них отношении к рискам и вознаграждениям. Серьезных экономических последствий не избежала ни одна страна, ни одна сфера бизнеса.

По данным Всемирной торговой организации (ВТО), в результате нынешнего экономического спада физический объем экспорта сократится в 2009 г. приблизительно на 9%. Со времен Второй Мировой войны это падение объемов торговли самое глубокое.

Но на фоне всех преувеличений о конце англосаксонской модели капитализма важно отдать себе отчет в том, какие механизмы глобальной экономики в последние 30 лет работали эффективно. На самом деле это такая же трудная и первоочередная задача, как и выработка плана преобразований и реформ. И главное: эта работа означает обновление нашей принципиальной убежденности в пользе открытости рынков и свободной торговли в глобальном масштабе, а не отказа от нее.

С пониманием важности этой задачи 8–12 июня мы проведем – впервые в Британии – Всемирную торговую неделю. Первая в истории Всемирная торговая неделя состоялась в США в 1935 г. Президент Рузвельт открыл Неделю, когда США были охвачены растущими настроениями изоляционизма и протекционизма, самым ярким проявлением которых стал тарифный закон Смита – Хоули. Рузвельт хотел привлечь внимание к значимости международной торговли для роста американской экономики. Мы хотим в ходе Всемирной торговой недели в Великобритании не только продемонстрировать наши успехи в коммерции, но и подчеркнуть ту решающую роль, которую международная торговля может сыграть в деле экономического оздоровления и борьбы с бедностью во всем мире.

Во времена экономических трудностей велик соблазн «уйти в себя» и сосредоточиться на внутренних рынках. Мы слышим, что часть стран грозит именно этим. Но всем нам важно не забывать о несостоятельности доводов в защиту рабочих мест внутри страны, роста путем отказа от развития мировой торговли. История показывает, что протекционизм способен лишь углубить экономический спад. Торговля, как внутренняя, так и международная, – двигатель экономического процветания, созидатель рабочих мест и роста. Увеличение объемов торговли означает рост занятости, более высокие доходы, более дешевые и разнообразные товары и услуги для потребителей.

Сохранение этого режима перед лицом угрозы протекционизма и резкого сокращения объемов мировой торговли – один из важнейших критериев, по которым история будет судить о политических лидерах, действующих в этот кризис. Экономический национализм не был причиной длительного экономического спада 1930-х гг., но он его усугубил и воспрепятствовал началу роста. Также он ясно показал, в чем главная опасность протекционизма: в его заразительности. Слишком легко государствам втянуться в порочный круг действий, направленных на защиту внутренних интересов, и политически этому трудно сопротивляться.

Предполагать, что за последние 70 лет политические инстинкты изменились, было бы серьезной ошибкой. По сведениям Всемирной торговой организации, 17 из 20 государств «большой двадцатки» установили те или иные формы торговых барьеров за месяцы, прошедшие с того времени, когда они пообещали не прибегать к этим мерам в Вашингтоне в 2008 г. А поскольку прошло уже более 10 лет с момента, когда последнее всемирное соглашение о тарифах и торговле зафиксировало мировые уровни таможенных тарифов, многие государства могут повышать тарифы, не нарушая в строгом смысле слова соглашения ВТО.

ВТО все еще служит мощным ограничителем протекционизма, и его плотина должна выдержать напор, если мы хотим сохранить открытость международной торговой системы. Пока государства продолжают признавать основные ограничения, предусмотренные нормами ВТО, падение к экономическому национализму остается невозможным. Если любой из ведущих игроков откажется от соблюдения этих норм, последствия могут оказаться непредсказуемыми.

Именно поэтому апрельское соглашение лидеров мировых держав на лондонском саммите было чрезвычайно важным. Они договорились о важности сохранения открытой торговой системы путем сопротивления протекционизму, установления моратория на возведение барьеров для торговли или инвестиций с помощью работы над завершением Дохийского раунда торговых переговоров. Последние служат заключению нового международного соглашения о тарифах и торговле не только потому, что, по существу, это пакет мер экономического стимулирования, но и потому, что соглашение позволит зафиксировать тарифы вблизи или ниже их текущих уровней. Это даст сигнал – самый мощный из возможных – о приверженности правительств коллективным действиям ради повышения доверия в мировой экономике.

Также на саммите были согласованы реальные меры укрепления международной финансовой системы, выделение необходимых дополнительных ресурсов (совокупно страны обязались выделить на поддержание занятости и экономического роста во всем мире $1,1 трлн). Сейчас наша задача – воспользоваться положительным импульсом, не дать людям потерять из виду значимость сопротивления протекционистским призывам, защиты недавно достигнутого прогресса в деле либерализации международной торговли.

Важно помнить и о том, что открытая система мировой торговли может быть самым мощным средством борьбы с бедностью. Британское правительство не только стремится обеспечить британским компаниям положение динамичных участников международной торговли, но и делает значительные инвестиции в торговый потенциал развивающихся стран, чтобы они участвовали в выгодах торговли. В истории нет страны, которая выбралась из бедности, игнорируя международную торговлю. Достаточно взглянуть на историю Китая и Индии последнего десятилетия, чтобы увидеть пример успешного развития, главным двигателем которого был экспорт. Поэтому мы добиваемся реформы мировых рынков и доступа к новым рынкам для беднейших стран мира. Совместно со странами-партнерами мы выступили с инициативой «Помощь торговле». Она помогает бедным странам преодолеть барьеры, мешающие им конкурировать на мировом рынке. Мы ежегодно тратим 400 млн фунтов на содействие успешной интеграции развивающихся стран в глобальную экономику.

Всемирная торговая неделя – это часть комплекса действий британского правительства, противостоящих протекционизму, призванных сохранить свободно работающие рынки, подготовить индустрии Великобритании и стран ЕС, развивающиеся страны к выходу из кризиса, а также продолжить посредством развития торговли работу для облегчения бедности.

Первое событие Недели – международная конференция по проблемам торговли в Лондоне. В ней примут участие лидеры бизнеса и те, кто формирует торговую политику в разных странах мира. Также состоятся мероприятия в различных областях Великобритании, в британских посольствах и консульствах по всему миру. Мы призываем компании, неправительственные и деловые организации принять активное участие во Всемирной торговой неделе.

Лондонский саммит «большой двадцатки» доказал, что сотрудничество и открытый диалог поверх границ способны принести весомые результаты. Придерживаясь норм ВТО и проводя встречи, подобные Всемирной торговой неделе, мы сможем двигаться дальше на основе достигнутого успеха.

Верно, что после выхода из экономического кризиса международной торговой системе необходимо будет справиться с колоссальным кризисом спроса и кредита. Но в долгосрочной перспективе главная опасность – это возрождение протекционизма. Чрезвычайно важно его не допустить. Необходимо сохранять динамику мировой торговли и вновь достичь высоких темпов экономического роста в интересах глобального процветания.

Прошло более 80 лет с тех пор, как США провели первую Всемирную торговую неделю. Эти годы были периодом поступательного устранения мировых торговых барьеров на пути движения промышленных товаров между развитыми странами. Мы вместе должны потрудиться, чтобы это достижение не оказалось перечеркнутым.