Новая экономика: «Пока нет потребителя новых технологий», - Михаил Осеевский, вице-губернатор Петербурга

Ключевая инвестиционная отрасль для города – автомобилестроение, в списке крупнейших налогоплательщиков скоро появятся автозаводы, уверен вице-губернатор Михаил Осеевский

1999

заместитель председателя правления Промышленно-строительного банка («ВТБ Северо-Запад»)

2003

вице-губернатор Петербурга, отвечает за экономическое развитие

2006

сопредседатель оргкомитета Петербургского экономического форума

В этом году петербургский бюджет, доходы которого за пять лет выросли более чем втрое, впервые сократился – и сразу на 30%. Одна из главных причин – упали поступления от налога на прибыль. Не помогли даже крупные компании, которые по инициативе Смольного встали на налоговый учет в Северной столице. Снижение доходов нефтяников компенсируют другие отрасли, в том числе торговля и автомобилестроение, полагает вице-губернатор Михаил Осеевский.

– В списке крупнейших налогоплательщиков за 2008 г. появились ритейлеры – Х5 (8-е место), «О’кей» (20-е). Остальные отрасли так сильно упали или ритейлеры выросли?

– Ритейлеры вышли на другой уровень. Они стали котироваться на бирже, соответственно, их бизнес стал прозрачнее, в том числе в части налогообложения.

– «Входной билет» в топ-20 подешевел?

– Нет, его стоимость как раз выросла. Последнее, 20-е место – около 0,4% от всех налоговых поступлений в бюджет (около 900 млн руб.). В 2005–2007 гг. компании, занимавшие первые места, приносили 1–2% налоговых поступлений, в прошлом году – почти 5%, а первая двадцатка дала 22% всех налоговых поступлений. В первые четыре месяца этого года ее доля снизилась до 7%. В первую очередь за счет нефтяных компаний.

– Не жалеете, что доходы от перерегистрации компаний в Петербурге так быстро закончились?

– А мы никогда и не говорили, что эти поступления станут ключевыми для бюджета. Они всегда были на уровне 10%, а основой была местная база, которая серьезно расширилась за последние годы.

– Как изменится двадцатка налогоплательщиков по итогам 2009 г.?

– Я не жду радикальных изменений. С учетом текущих цен на нефть нефтяники все равно будут в ней присутствовать, может быть, поменяются с кем-нибудь местами. Надеемся, что скоро в списке появятся автозаводы.

– Сбор доходов в бюджет в I квартале выполнен на 16% от плана....

– Первый квартал обычно не показательный. Мы идем пока в той модели, которую для себя приняли. Например, по налогу на доходы физических лиц у нас рост на 8% по сравнению с прошлым годом, по налогу на прибыль идем в два раза ниже, чем в прошлом году. В I квартале мы вернули 3 млрд руб. выплаченного авансом налога на прибыль.

– Когда бюджет может вернуться на докризисный уровень?

– Если федеральное правительство и Центробанк смогут сдержать инфляцию, в 2010 г. вернемся в номинале на уровень 2008 г. или на уровень 2009 г. при существенно меньшем дефиците. Во втором полугодии город займет около 10 млрд руб. на покрытие дефицита. При отсутствующем долге город очень хороший эмитент, мы не видим проблем с размещением. Считаю приемлемой для нас ставку в 12–13%.

– В I квартале индекс промпроизводства упал на 20%. Сколько продолжится падение?

– Нас всегда волновал не индекс, а объем произведенной продукции. Хотя сомнений нет: производство сократилось, в том числе и в Петербурге. Во-первых, есть недостаток спроса, а во-вторых, ограничен доступ к оборотному и инвестиционному капиталу. Первую проблему не решить простыми путями, но все, что касается фондирования, будет в ближайшее время улучшаться. Что касается прогнозов, я не хотел бы гадать.

– Почему индекс снижается в благополучной пищевой отрасли?

– Пивной рынок давно перестал расти серьезными темпами. «Балтика», например, сократила производство в Петербурге и нарастила на региональных заводах. А вот «Талосто» не успевает свои пельмени лепить. Есть здесь еще одна проблема. Люди стали покупать более дешевые продукты, что не может не сказаться на объемах производства. Удешевление потребительской корзины налицо.

– Сработает ли концепция импортозамещения? Или все, что можно было, за последние 10 лет уже замещено?

– Конечно же не все. Многие, кто занимается сельским хозяйством, как раз об этом задумываются. Например, совхоз «Ручьи» планирует серьезно расширить базу производства, выпускать мраморную говядину.

– В каких еще отраслях можно ждать инвестиционной активности?

– По-прежнему для нас ключевой инвестиционной отраслью является автомобилестроение. Очень рассчитываем, что с запуском в этом году завода Foxconn пойдет вверх производство современного электронного оборудования – компьютеров, мониторов и т. д. Само собой, и в этой отрасли возможна локализация. Рынки почувствовали влияние кризиса, но, как только они начнут расти, все вспомнят о девальвации рубля. И выиграют те, кто не забрасывал проекты, а потихоньку их развивал.

– Насколько структура экономики города соответствует постиндустриальному этапу развития?

– Наш путь состоит в том, чтобы в городе была высокоразвитая, современная и конкурентоспособная промышленность. На ее базе уже можно будет формировать постиндустриальный облик. Основная проблема в том, что пока нет потребителя инноваций, новых продуктов, технологий.

– Город тратит 50 млн руб. на организацию экономического форума. Куда пойдут эти деньги?

– В основном на приведение города в порядок – на ремонт дорог, благоустройство, озеленение. На организацию приема, подготовку нашего павильона, в котором проходят деловые мероприятия.

– То есть эти инвестиции никак не окупятся?

– Конечно, можно примитивно прикинуть, сколько потратили на форум, сколько налогов получили. Но есть еще такая нематериальная вещь, как имидж города. Крупный бизнес со всего мира на несколько дней погружается в петербургскую энергетику. Это очень часто влияет на принятие решений. Очень много людей, с которыми мы встречаемся на петербургском форуме, в Россию приезжают в первый раз. Так вот: основной дивиденд форума в том, что международный бизнес, попав на него, меняет свое отношение к стране в целом. Они видят, что вокруг них огромный европейский город, люди побритые и ходят в галстуках, пахнет нормально.

– Налоговые поступления от сферы гостеприимства в начале июня вырастут?

– Нет. Цены везде снизились.

– Некоторые отели, попавшие под расследование ФАС, предлагают скидки. Вы этому как-то способствовали?

– Каждый отель ведет свою ценовую политику. Нет сомнения, что июнь – это красный сезон. Но недопустимо, чтобы внутри него возникала ярко-красная неделя. Естественно, мы как заказчики высказали свою позицию. Но и они понимают, что конъюнктура изменилась.