От жара и от клеща

Бизнес Александра Большунова и его партнеров всерьез начался после несчастного случая на одном из предприятий РАО «ЕЭС России». В 2008 г. оборот их компании ФПГ «Энергоконтракт», производящей защитную одежду, превысил 2 млрд руб.
Д. Гришкин

Спрос будет. Евгений Шувалов

коммерческий директор ЗАО «Восток-сервис-спецкомплект». Оборот российского рынка термостойкой одежды – примерно 1,2 млрд руб. в год и не упадет даже в кризис: это же комплекты от смертельных рисков, и отказываться от них будут в последнюю очередь. При этом сверхприбылей на рынке спецодежды не существует

В начале 90-х выпускники МЭИ Александр Большунов, Сергей Новиков и Григорий Илюшин занимались импортом обуви. В 1992 г. к ним обратились знакомые из региональной энергетической компании с просьбой поставить партию специальной защитной обуви. Товар понравился, и предпринимателям заказали еще и партию спецодежды.

Тогда же компаньоны зарегистрировали ЗАО «Энергоконтракт», 70% акций которого принадлежит Большунову, по 15% – Новикову и Илюшину.

«Мы ничем не отличались от десятков других компаний на рынке спецодежды. Заказы размещали на разных швейных фабриках, что-то привозили из-за рубежа. Работали по 100%-ной предоплате, так что нам для старта хватило $15 000, собранных буквально по карманам и родственникам. Ну и от прежней торговли осталось», – вспоминает Большунов.

В 1999 г. на одном из предприятий РАО ЕЭС от поражения электрической дугой сгорело четверо рабочих. После несчастного случая в «Энергоконтракт» поступил спецзаказ: изучить мировой опыт производства защитной одежды, найти самые эффективные варианты. С этого момента Большунов предпочитает вести отсчет истории компании. «Половина всех травм со смертельным исходом в промышленности приходилась на электротравмы», – поясняет предприниматель.

В огне не горят

На рынке средств индивидуальной защиты (СИЗ) есть два типа тканей, из которых шьют защитные комплекты от термических рисков: из хлопка и из арамидных волокон. «Мы проанализировали технологии. От хлопковых тканей с пропитками отказались сразу, – рассказывает Большунов. – Защитные свойства пропитки постепенно исчезают – после стирки, химчистки, пребывания на солнце. Человек думает, что защищен, а пропитка уже не действует. К тому же газ, который выделяется из пропитки, вреден для здоровья. Ткани из арамидных волокон, изобретенные фирмой DuPont, при горении обугливаются, но не плавятся. Их свойства не исчезают». До 2008 г. «Энергоконтракт» закупал за рубежом готовые ткани на основе арамидных волокон, сегодня большую часть тканей компания производит сама, закупая у DuPont только волокна.

Дорогие костюмы

Первую коллекцию спецодежды «Энергоконтракта» никто не купил. Слишком было дорого и непривычно. И Большунов решил пробные партии разослать клиентам бесплатно, «чтобы привыкли». «Эпохальным для нас стал 2001 год, когда вышли отраслевые поправки, которые обязывали работодателей обеспечить защитными костюмами ряд специалистов в энергетике. С этого момента наш научный проект стал коммерческим», – убежден владелец компании. Сегодня «Энергоконтракт» одевает специалистов «Лукойла», «Газпрома», «Роснефти», РЖД.

Первые год-два у компании не было конкурентов. Но через пару лет подтянулись другие игроки. «Конкуренты пытались демпинговать. Но мы не снижали цены», – признается Большунов.

«Сейчас у шести российских производителей есть сертификаты, но серьезных игроков два: это ЗАО «ФПГ «Энергоконтракт» и ЗАО «Восток-сервис-спецкомплект», – рассказывает Евгений Шувалов, коммерческий директор ЗАО «Восток-сервис-спецкомплект». – Конкуренция между нами очень острая. Хорошо, что разрушен монополизм и у потребителя появился выбор. Цены были перегреты, и сейчас «Энергоконтракт» с большим трудом их опускает».

«У крупнейших компаний есть корпоративный стиль. Обычно это 2–3-цветные ткани, нашивки, светоотражающие ленты, иногда даже мех, и все детали должны обладать защитными свойствами, что существенно удорожает костюм, – объясняет Большунов. – Сейчас мы сделали антикризисную коллекцию, снизив цену примерно на 30% за счет отказа от излишеств, это монохромные комплекты. Выход для компании, у которой нет возможности платить за дизайн».

«Конечно, цена такого костюма по сравнению с комплектами от общехимических загрязнений очень высокая (от 5500 до 25 000 руб.), – говорит Александр Орлов, начальник управления промышленного контроля за безопасностью и охраной окружающей среды ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ». – Мы рассматривали продукцию разных производителей, но выбрали «Энергоконтракт». Я возил костюм в европейскую лабораторию – тестировать. 4 секунды открытое пламя в 1000 градусов. Площадь ожогов – 2%, обычный х/б костюм с огнезащитной пропиткой в тех же условиях дает поражение 77%. В 2008 г. мы купили 50 костюмов, а в 2009 г., несмотря на кризис, нашли средства на 500».

Юрий Сорокин, президент Ассоциации разработчиков, изготовителей и поставщиков СИЗ, рассказывает, что в России порядка 30 млн человек имеют право на получение индивидуальных средств защиты. В среднем работодатель тратит около 2300 руб. в год на человека. В нефтегазовой отрасли сумма доходит до 9000 руб., в сельском хозяйстве порой не превышает 150 руб. В Европе работодатель тратит на СИЗ в среднем 600–700 евро в год на человека.

С клещами на выход

Жаропрочные костюмы – не единственная специализация «Энергоконтракта». «Линейщикам, обслуживающим линии электропередачи, приходится обрубать ветви деревьев. Рабочие страдают от укусов клещей. И ситуация в последние годы ухудшается. Мы получали сводки с Урала, что после каждой смены люди снимают с себя 6–12 клещей», – рассказал представитель Электропрофсоюзе, объяснив этим обращение в «Энергоконтракт» с предложением разработать костюмы для защиты от насекомых.

В разработку противоэнцефалитного костюма за 1,5 года компания инвестировала около 30 млн руб. Их промышленное производство началось только что. «В ходе испытаний два человека (один – в защитном контрольном костюме, другой – в обычном) ехали в очаг распространения клещей. Если с обычного с костюма не сняли 100 и более клещей, эксперимент не засчитывался», – рассказал Большунов. Профессиональный противоэнцефалитный костюм защищает и от электрических разрядов. Облегченная его версия, надеются в «Энергоконтракте», будет интересна охотникам и грибникам. Компания планирует продавать костюмы через дилерскую сеть (у компании 11 дилеров) и региональные представительства.

В начале 2008 г. компания инвестировала около 250 млн руб. в создание собственной производственной базы в пос. Томилино в 10 км от Москвы. Сегодня «Энергоконтракт» выпускает 150 моделей защитной одежды и обуви. Оборот в 2008 г. составил 2 млрд руб., что на 17% выше показателя 2007 г. Общая валовая прибыль в 2008 г. превысила 82 млн руб. В 2009 г. компания рассчитывает достичь оборота в 2,5 млрд руб. Как ни странно, за четыре месяца 2009 г. продажи выросли на 27% по отношению к показателям 2008 г. «Нам есть куда расти. Еще не все риски охвачены», – считает Большунов. В 2009 г. «Энергоконтракт» рассчитывает закончить разработку комплектов для металлургов и сварщиков.