Скупщики испорченного

Россия не будет создавать банк плохих активов, уверен президент Дмитрий Медведев. Такие активы можно передавать в специальные компании, софинансируемые государством, предлагают инвестбанкиры

Самым серьезным вызовом в этой [банковской] сфере является расчистка балансов так называемых плохих активов», – заявил президент России Дмитрий Медведев. Но Россия не будет концентрировать плохие кредиты в «токсичном банке», а пойдет другим путем – укрепления банков, вложения в необходимых случаях государственных средств в их капитал, сказал он (см. статью на этой же странице).

История двух десятков кризисов в разных странах свидетельствует, что более быстро их преодолевали страны, которые максимум внимания уделяли расчистке банковских балансов, уверяет президент Сбербанка Герман Греф. «Более того, пока проблема плохих активов на балансе банков решена не была, подъем в экономике не начинался», – предупредил он.

Возможный выход Сбербанк и «Тройка диалог» предложили в виде схемы с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ). Схема выглядит так: банки продают АСВ проблемные долги по номиналу с обязательством обратного выкупа в течение 10 лет (равными платежами ежегодно). От агентства они получают не наличные, а долговые расписки. Эти бумаги нельзя будет заложить ЦБ, но их уровень надежности не требует от банка создания больших резервов.

Проблемные долги банка при этом передаются не напрямую агентству, а созданной при банке управляющей компании, где специалисты того же банка будут работать над их взысканием. Из взысканных средств банк будет ежегодно погашать долг перед АСВ. Иначе АСВ получит долю в капитале банка, соответствующую стоимости его непогашенных платежей по заранее согласованной оценке. Важно, что она должна быть непривлекательной для акционеров (предположительно 0,5 капитала), чтобы стимулировать их работать с проблемными долгами, говорится в предложении.

Преимуществами схемы является то, что активы не надо оценивать, а также то, что ценные бумаги, которые банк получает, нельзя закладывать в ЦБ, рассказал менеджер «Тройки диалог». Важно исключить нежизнеспособные банки из программы (на балансе которых более 200% проблемных долгов по отношению к капиталу), а оценивать жизнеспособность должен регулятор по стресс-тестам, предлагает «Тройка».

Проект ценой 100–500 млрд руб., который также может оживить долговой рынок, готов у «Ренессанс капитала». Участникам рынка предлагается создать специальные компании для привлечения госсредств сроком до трех лет. «Взнос в компанию, которая будет заниматься операциями на рынке облигаций, может быть как за счет инвестора, так и за счет средств Внешэкономбанка. От управления средствами ВЭБа инвестор получит вознаграждение либо часть дохода», – говорит один из авторов проекта, аналитик «Ренессанс капитала» Алексей Моисеев. Поскольку средства государственные, компании – инвесторы в рынок облигаций будут привлекать их в специальную структуру – SPV, счета которой размещены в ВЭБе. Потенциальными заемщиками он называет любые российские компании, заключившие соглашение с ЦБ по вопросу денежно-кредитной и валютной политики.

«Нужно проанализировать, это улучшит реальное финансовое положение банка или лишь изменит его баланс», – говорит первый заместитель гендиректора АСВ Валерий Мирошников. Представитель ВЭБа отказался от комментариев, в ЦБ их получить не удалось.