Рецепт для ГАЗа

Большинство нижегородцев считают, что ГАЗ необходимо национализировать, выяснил фонд «Открытая социология». ГАЗ считает вопросы, предложенные респондентам, сформулированными некорректно

Нижегородский фонд «Открытая социология» 6–7 июня опросил 1200 жителей Нижегородской области об общественно-политической ситуации. Отдельный блок вопросов касался судьбы системообразующей для области группы ГАЗ.

Общий долг группы превысил 45 млрд руб., переговоры с кредиторами идут несколько месяцев. Первым подав заявку на государственную помощь, ГАЗ пока ее не дождался. С октября 2008 г. по май 2009 г. с нижегородской площадки ГАЗа, по данным городского центра занятости, уволены 10 700 работников. В июле возможно сокращение еще до 5500 сотрудников.

53% респондентов «Открытой социологии» настроены радикально – они считают правильным вернуть ГАЗ государству (см. диаграмму). Еще 21,9% полагают, что государство должно оказать владельцам автозавода финансовую помощь. Получается, что три четверти опрошенных уверены, что без государства ГАЗу не выжить, резюмирует председатель совета фонда «Открытая социология» Сергей Красиков.

ГАЗ государственный вспоминается людям как успешное предприятие, на котором было почетно работать, а его нынешние проблемы, по мнению простых людей, вызваны приватизацией, говорит старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник. «Когда-то «Волга» была в дефиците и на ней ездили начальники, и люди не понимают, что этих времен не вернуть», – добавляет политический аналитик Валентина Бузмакова.

Люди верно чувствуют экономическую конъюнктуру, возражает заместитель председателя нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Геннадий Хомутов. Ассоциация, по его словам, 14 мая обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с призывом отстранить неэффективных собственников и взять тонущие предприятия в оперативное управление. Заместитель директора Института социальных систем Дмитрий Бадовский считает 35%-ный «рейтинг» государства у нижегородцев логичным на фоне последних событий в Пикалево. Приезд Путина продемонстрировал, что только государство способно эффективно решать проблемы градообразующих предприятий.

В конце мая официально подтвердилось, что ГАЗ может стать индустриальным партнером канадской Magna и российского Сбербанка по спасению от банкротства немецкого Opel. General Motors, Magna и Сбербанк подписали рамочное соглашение, по которому Сбербанк получит 35% акций немецкого Opel, Magna – 20%, а сборка Opel может быть налажена на простаивающем с марта конвейере Volga Siber. Нижегородцы, судя по опросу, признали Оpel последней надеждой для ГАЗа, поскольку другие варианты развития событий были исключительно негативными, отмечает Красиков.

Это исследование с заранее предсказуемым негативным результатом, считает зампред правления группы ГАЗ Елена Матвеева. Респондентам, по ее мнению, совсем не предлагали конструктивных вариантов ответа, между тем они есть у менеджмента ГАЗа – это реструктуризация задолженности, выпуск новых моделей и реализация антикризисной программы, признанной федеральными властями одной из лучших в стране, подчеркнула Матвеева.