Зеленая революция: Оздоровление планеты


На фоне банкротств, растущей безработицы и нехватки финансирования на социальные нужды зеленая повестка дня должна, казалось бы, уйти на дальний план. Но этот взгляд поверхностен: многие правительства рассматривают сегодняшнюю ситуацию как шанс сделать свои экономики более эффективными – и с точки зрения энергопотребления, и с точки зрения уважения к окружающей среде.

Речь идет не о словах, а о конкретных действиях. На меры, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности, приходится вполне осязаемая часть антикризисных пакетов – об этом свидетельствует доклад «Климат для выздоровления» (A Climate for Recovery), подготовленный аналитиками HSBC. Эксперты проанализировали стимулирующие меры 20 государств общим «весом» $2,8 трлн, подсчитывая инвестиции в возобновляемые источники энергии, улавливание парниковых газов при сжигании углеводородов на теплоэлектростанциях, повышение энергоэффективности зданий, стимулирование производства экономичных автомобилей, развитие железнодорожного транспорта (как альтернативы авиации), развитие электросетей, управление водными ресурсами и отходами.

Оказалось, что в среднем затраты на эффективность в стимулирующих пакетах составили 15,6%. Рекордсменами оказались Южная Корея (80%) и Европейский союз (почти 60%). Власти Южной Кореи сконцентрировались на управлении водными ресурсами и отходами (37%), развитии железнодорожного транспорта (19%) и энергоэффективности зданий (17%). Деньги Европейского союза идут на улавливание парниковых газов на теплоэлектростанциях (33%) и развитие электросетей (13%). Россия в обзор HSBC не попала (см. ниже).

По абсолютным вложениям в эффективность с большим отрывом лидирует Китай – из $586 млрд 17% направляется на развитие железных дорог, 12% – на электросети и 9% – на управление водными ресурсами и отходами. А вот в развитие возобновляемых источников энергии больше всех вкладывают США – $32,8 млрд. И хотя в относительном выражении это составляет всего 4% стимулирующего пакета, размер этих инвестиций превышает суммарные аналогичные вложения других стран в десятки раз. Почти столько же ($30,7 млрд) США вкладывают в энергоэффективность зданий. Значительные вложения в энергоэффективность зданий предусмотрены в пакетах Японии ($12,4 млрд, 3%) и Германии ($10,4 млрд, 10%).

Три кризиса

Как справедливо отмечают авторы доклада, планета переживает не один кризис, а три – кризис экономики, энергетической безопасности и климата. Те экономики, которые направят средства сразу в три эти сферы, очевидно, окажутся в выигрышном положении. При этом экономический кризис, каким бы тяжелым он ни казался в краткосрочной перспективе, как раз дает такую возможность. Трудно себе представить, чтобы кто-то специально останавливал производство востребованной продукции, чтобы технологически перевооружиться, а вот если спроса на продукцию пока нет, то самое время подумать о будущем, особенно за государственный счет.

Похоже, многие правительства это хорошо понимают. Крупнейшая экономика мира после кризиса предстанет совершенно иной в части потребления природных ресурсов (сейчас средний американец потребляет примерно в шесть раз больше ресурсов, чем могла бы выдержать наша планета, если бы все были американцами). Видимо, в ближайшие годы следует ожидать всплеска развития возобновляемых источников энергии, что достаточно легко реализуемо в этой стране при децентрализованном электроснабжении. А переходу на более экономичные автомобили явно будет способствовать банкротство General Motors и Chrysler, в прошлом могучих лоббистов, всячески препятствовавших каким-либо мерам по снижению выбросов парниковых газов. Это в том числе означает сокращение спроса на энергоносители, что прямо служит задачам выхода из двух других кризисов.

Европейский союз, вкладывающий значительные средства в улавливание парниковых газов, вероятно, рассчитывает с помощью этой технологии вернуться к активному использованию угля в качестве топлива – сейчас это невозможно из-за непропорционально высоких выбросов парниковых газов по сравнению с другими видами топлива. Инвестиции в повышение энергоэффективности зданий в Германии приведут к снижению потребления тепла, причем намного. Вот пример из жизни: мой друг из этой страны, сдающий в аренду дом, поскольку сам живет в Швейцарии, решил его реконструировать – время подошло. Будучи экологом по убеждению и по профессии, он решил, что после реконструкции дом должен отвечать самым высоким экологическим стандартам. Получив готовый проект, он обнаружил, что потребление тепла после реконструкции снизится на 70%, воды – на 20%, электроэнергии – на 40%. Придя в банк за ипотечным кредитом, он узнал, что государство субсидирует ипотечные кредиты, если реконструкция ведет к повышению эффективности здания. Получив ипотечный кредит под 2,5% в год, он осуществил проект, после чего повысил арендную плату. Однако арендаторы в итоге стали платить в сумме меньше, чем раньше, потому что значительно снизились расходы на тепло, воду и электричество. Заметим, что государство при этом тратило средства не налогоплательщиков, а компаний, платящих за выбросы парниковых газов.

Из проанализированных стран следует отметить Китай, который направляет зеленую составляющую своего стимулирующего пакета на развитие железных дорог, электросетей и управление водными ресурсами и отходами. В действительности может оказаться, что авторы доклада ошибочно сочли эти средства зелеными, потому что в Китае железные дороги в основном используются для доставки угля из слабо промышленно развитых западных районов на индустриализированный восток. Если это действительно так, то следует ожидать резкого увеличения использования угля и решения попутно задачи по обеспечению энергетической безопасности. Косвенным подтверждением этого является вторая по размеру составляющая пакета – управление водными ресурсами и отходами. Китай относится к числу стран, где последствия изменения климата сказываются тяжело, в первую очередь это касается доступности воды, запасы которой неуклонно сокращаются. Использование угля сделает для Китая невозможным принятие каких-либо серьезных обязательств по снижению выбросов парниковых газов – вплоть до полного развала международных переговоров по данному вопросу. Вследствие этого климат будет меняться еще быстрее, а значит, надо подготовиться хоть на какое-то время, обеспечив страну водой.

Таким образом, в перспективе 10–15 лет можно ожидать достижения пика спроса на нефть и газ с последующим спадом. Из доклада HSBC явно следует, что крупнейшие страны стараются одновременно с поддержкой экономики повысить свою энергетическую безопасность за счет расширения использования внутренних ресурсов, будь то возобновляемые или ископаемые источники, а США и Европейский союз при этом еще и стремятся предотвратить катастрофические изменения климата.

Молчание России

Неудивительно, что Россия не попала в список анализируемых стран. «Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 г.» ни слова не говорит об инвестициях в возобновляемые источники энергии и не предполагает такого направления человеческой деятельности, как улавливание парниковых газов при сжигании углеводородов на теплоэлектростанциях. Повышение энергоэффективности зданий, использование экономичных автомобилей и подобные меры будут внедряться, но происходить это будет не по правительственной программе, а, что называется, «по жизни», в соответствии с требованиями разума. И заниматься этим будет бизнес, которому пришла пора научиться считать издержки, причем без значимых стимулов со стороны государства.

Возможно, правительство действительно «будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов», четвертым из которых значится модернизационная задача – смена сложившейся модели экономического роста. Вместо нефтяного роста мы должны перейти к инновационному. Можно, конечно, сказать, что это общие слова, за которыми ничего не стоит, – в программе этот приоритет действительно никак не расшифрован и не снабжен перечнем мер по реализации. Но проблема российского участия в мировом зеленом движении – политическая. Пока на самом высоком уровне не будет принято решение, что сокращение эмиссии парниковых газов не менее важная часть инновационной модели развития экономики, чем, скажем, нанотехнологии, движение не начнется. А если вслед за обозначением этого «четвертого основного приоритета» будут внедряться реальные меры поддержки – налоговые, таможенные, административные или, страшно сказать, финансовые, то зеленые отрасли экономики получат вполне существенные стимулы для развития.