Цифра недели: 19 нарушений


Девятнадцать нарушений в ходе полета нашел Межгосударственный авиационный комитет (МАК) в результате расследования катастрофы вертолета Ми-171 на Алтае в январе этого года. Эта катастрофа в ходе незаконной охоты на редких горных баранов унесла жизни семи человек, в том числе представителя президента в Госдуме Александра Косопкина, что и привлекло повышенное внимание к происшествию. Список нарушений – от неправильно заполненных документов на выполнение рейса и дезинформации наземных служб относительно истинного положения машины до ошибок в пилотировании в момент погрузки туш добытых баранов, которые и привели к катастрофе. Их допустил хоть и опытный, но не имевший допуска к управлению вертолетом этой модификации пилот, который не был членом экипажа и был взят на борт как знаток этих мест. Сама охота с вертолетов на Алтае вообще полностью запрещена, но и охота как таковая велась с нарушением правил безопасности.

Пилоту трудно устоять перед давлением со стороны VIP-пассажира, хотя в соответствии с российскими законами он имеет право отказаться от полета и никто не может в этом случае приказать ему обратное. По прихоти VIP-пассажиров бьются не только большие вертолеты типа Ми-8 отечественного производства – немало важных чиновников и бизнесменов разбилось в последние годы и на западных вертолетах, при этом сами обладатели этой дорогостоящей техники часто и находились за штурвалом. Небо требует полного выполнения всех правил, созданных в авиации на основе добытого дорогой ценой опыта, и скидок на толщину кошелька не делает.

При этом техническое состояние авиапарка самых распространенных в России вертолетов типа Ми-8/17 в последние годы все в меньшей степени становится причиной аварий и катастроф, а роль действий людей, к сожалению, возрастает. Растет значение человеческого фактора как предпосылок к летным нарушениям и в пассажирской авиации – перечитывать без содрогания недавний отчет МАК о катастрофе «Боинга» в Перми прошлой осенью невозможно. Виноваты в этом, однако, не столько пилоты, сколько отвечающие за авиацию чиновники и бизнесмены, благодаря которым разваливается некогда могучая советская система подготовки летных кадров.