Печать в минусе


В течение пяти ближайших лет (до 2013 г. включительно) российский рынок печатных СМИ не восстановится до уровня 2008 г., прогнозирует PricewaterhouseCoopers (PwC) в рамках своего глобального исследования «Всемирная индустрия развлечений и СМИ». По данным PwC, в 2008 г. заработки журналов (с учетом рекламы и распространения) составили $1,65 млрд, в этом году они заработают на 18% меньше – $1,35 млрд, а в 2013 г. – на 11,5% меньше, $1,46 млрд. Такими же темпами будет падать выручка газет: в прошлом году объем этого рынка в России составил $565 млн, в этом газеты заработают на 18% меньше – $466 млн, а в 2013 г. – на 11,3%, $501 млн (в своих долларовых расчетах аналитики использовали средневзвешенный курс ЦБ за 2008 г. – 24,85 руб.). Россия, Румыния и Турция – страны, где рынок печатных СМИ пострадает в ближайшие годы больше всего. Мировой рынок газет и журналов, по прогнозу PwC, в ближайшие пять лет уменьшится на 8% до $241,4 млрд. Кроме кризиса печатные СМИ пострадают от перетока читателей и рекламодателей в интернет, указано в отчете.

Опрошенные «Ведомостями» издатели считают прогноз PwC слишком пессимистичным. Он основан на данных опроса участников рынка, поэтому скорее отражает их негативное восприятие ситуации, указывает гендиректор «Коммерсантъ холдинга» Андрей Галиев. «Мы и в «хлебные» годы не смотрели на пять лет вперед, – говорит он, – и сейчас для нас важнее то, что произойдет в сентябре, чем через пять лет». «Сейчас рискованно предсказывать что-либо на пять лет вперед», – согласна гендиректор Axel Springer Russia Регина фон Флемминг. По ее мнению, по итогам 2010 г. рынок либо должен выйти на показатели 2008 г., либо даже прибавить 10%. Более долгосрочные прогнозы она делать не берется. Гендиректор «Бизнес ньюс медиа» Михаил Дубик полагает, что рынок вернется к уровню 2008 г. в течение 2–3 лет. Член совета директоров Gameland Паша Романовский также уверен, что выручка журналов восстановится к 2011 г., а вот газетам из-за конкуренции с интернетом потребуется больше времени.