Большая перемена: Торжественно клянутся


«Перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин...» – декламировал я в 1982 г. рядом с историческим паровозом. Перед лицом «лидеров будущего» мне клясться ни в чем не придется, но за тех, кто будет учиться в бизнес-школе через год-другой, я не уверен. Уже 1000 человек принесли клятву студента MBA, написанную учениками Harvard Business School (HBS). Половина подписавшихся – выпускники Harvard этого года (это примерно половина потока), остальные учатся или учились по всему миру – от Нью-Йорка до Казахстана.

Студенты клянутся работать этично; защищать интересы акционеров, клиентов, общество и в целом тех, кто зависит от их решений; быть честными; усмирять свои амбиции, если они противоречат интересам компании; не вдаваться в необузданную жадность; бороться с коррупцией, дискриминацией и эксплуатацией; не нарушать плохие или несправедливые законы, а пытаться их изменить; учиться самим и обучать следующее поколение лидеров; способствовать устойчивому экономическому, социальному и «зеленому» процветанию во всем мире.

Про присягу уже рассказали Economist и Business Week. С учетом неоднозначного отношения к бизнес-школам в обществе и влияния HBS на среду бизнес-образования инициатива с большой вероятностью начнет распространяться, хотя, возможно, ведущие школы попробуют сделать свою разновидность клятвы.

Мнения о данном проекте самые противоречивые – от радостных возгласов «Наконец-то появилось ответственное поколение студентов MBA» до подозрений, что главный посыл этой инициативы: «Мы честные ребята, а совсем не те мошенники, которые учились до нас, а потом, продвинувшись на первые позиции на Wall Street, разнесли экономику к чертовой матери».

Я скорее склоняюсь ко второй версии (хотя никому ее не навязываю), поскольку считаю, что от сотрясения воздуха громкими фразами никому лучше не станет. И рад, что пока еще есть возможность не приносить такого рода присяги. Я понимаю, что такое быть честным, почему не надо давать взятки и чем вредна излишняя жадность, но все это вопросы воспитания и личной морали. К сожалению, что такое этичный бизнес, который заботится обо всех на свете, я не знаю.

Этично ли конкурировать? Этично ли быть настолько успешным, что твои конкуренты разорятся? Этично ли, что из-за этого много людей окажется на улице? А если речь идет о целом городе, отрасли или стране? Мне эти вопросы не кажутся риторическими. Ведь правило, что главное для корпорации – это стоимость акций, а значит, долгосрочная прибыль, еще никто не отменял. Зарплата в $100 в месяц в далекой азиатской стране – это эксплуатация или оптимизация бизнеса? А бонус в $10 млн – это чрезмерная жадность или справедливое вознаграждение?

Пионерам было попроще: гораздо меньше вопросов.