Посторонняя прибыль

Квартальная чистая прибыль «Мегафона» выросла за год на 20,2% до 11,1 млрд руб. Компания сэкономила на затратах, удачно хеджировала валютные риски и заработала на финансовых операциях
М.Стулов

Рост чистой прибыли в I квартале 2009 г. «Мегафон» объяснил прежде всего эффективным управлением операционными затратами. В частности, расходы на продажи и маркетинг сократились за год на 18% до 2,8 млрд руб. Хеджирование валютных рисков принесло 241 млн руб., а доход от «размещения свободных средств» составил 708 млн руб. В итоге прибыль от неосновной деятельности составила 1 млрд руб. – в 2,75 раза больше, чем годом ранее.

ОАО «Мегафон»

Сотовый оператор. В конце мая 2009 г. Обслуживал 44,8 млн абонентов в России и Таджикистане. Акционеры – TeliaSonera (35,6% напрямую и 8,2% через «Телекоминвест»), «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова (8% напрямую и 23,1% через «Телекоминвест»), «Альфа-групп» (25,1%). финансовые показатели (2008 г., US GAAP): выручка – $7,05 млрд, чистая прибыль – $1,78 млрд.

Прибыль «Мегафона» «значительно превышает результаты других игроков рынка», доволен гендиректор компании Сергей Солдатенков. МТС и «Вымпелком» завершили квартал с чистым убытком – $57,7 млн (1,95 млрд руб.) и 8,5 млрд руб. соответственно, в основном из-за переоценки долгов. МТС размещала свободные средства на депозитах, но расходы на обслуживание кредитов оказались больше доходов, сказала пресс-секретарь компании Ирина Осадчая. Валютные риски в I квартале МТС не хеджировала, а «Вымпелкому» такие сделки принесли, по словам его пресс-секретаря Ксении Корнеевой, 940 млн руб.

Тем не менее в I квартале абоненты начали сокращать затраты на связь, а рост подключений замедлился, признал Солдатенков. Кризис и насыщение рынка (уровень проникновения сотовой связи в мае – 134,4%) сократили темпы роста выручки «Мегафона». В январе – марте 2009 г. она выросла по сравнению с тем же периодом 2008 г. на 11,7% до 42,2 млрд руб., а рентабельность по EBITDA снизилась на 0,6 п. п. до 49,6%. У МТС и «Вымпелкома» рентабельность по OIBDA в России сократилась на 6,4 п. п. (до 44,8%) и на 6,3 п. п. (до 50,9%) соответственно (в мобильном бизнесе).

Cредняя продолжительность разговоров на абонента (MOU) у «Мегафона» упала по сравнению с I кварталом 2008 г. на 4%, а средний месячный счет (ARPU) – на 8,9% до 315,7 руб. ARPU российских абонентов МТС и «Вымпелкома» снизился на 4% до 234 и 307 руб. соответственно. При этом разговорчивость абонентов МТС и «Вымпелкома», в отличие от «Мегафона», в I квартале 2009 г. даже увеличилась.