Хуже не будет


Впервые с начала кризиса уровень потребительского доверия в России начал расти, выяснила исследовательская компания Nielsen: со 104 пунктов в сентябре 2008 г. он снизился до 75 пунктов к марту 2009 г., но в мае показал рост на 7 пунктов, т. е. потребители не ожидают дальнейшего ухудшения ситуации. В ходе исследования Nielsen опросила более 500 российских интернет-пользователей из крупнейших городов страны. Большинство россиян по-прежнему с пессимизмом оценивают свои перспективы на рынке труда и возможность улучшения финансового положения (74% и 81% соответственно). Более половины опрошенных (54%) сообщают, что их семейный доход уменьшился. Но по сравнению с прошлой волной исследования процент респондентов, делающих такие заявления, не увеличился.

А вот тех, кто считает, что ближайшие 12 месяцев будут не лучшим временем для покупок, в мае стало больше: 78% против 73% в марте. «Россияне приготовились к длительному экономному режиму. Для потребителей по-прежнему важна экономия здесь и сейчас», – поясняет гендиректор Nielsen Russia Дуайт Уотсон.

Самыми нужными тратами россияне стандартно называют отдых и покупку мебели. По оценке директора турфирмы «Атлас» из Санкт-Петербурга Дмитрия Смирнова, продажи путевок в этом сезоне могут вернуться на уровень 2007 г., когда из России выехало 9,3 млн туристов, на 2 млн меньше, чем в 2008 г. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности прогнозирует по итогам года сокращение продаж мебели на 30–35%.