Тетки не плачут

Документальная программа «Свободная мысль» – самая актуальная на 31-м Московском кинофестивале. Если хотите почувствовать пульс современного кино, вам сюда
ММКФ

Хиты из Каннов или Венеции, разбросанные по разным секциям ММКФ, рано или поздно выйдут в прокат, а вот шанс посмотреть лучшую мировую документалистику нужно использовать сейчас: после фестиваля найти эти фильмы будет непросто.

«Свободная мысль» в этом году богата как никогда: невыдуманные истории занимают все больше места в современном кино, а московский фестиваль старается следить за модой. Естественно, в программе есть антарктические «Встречи на краю света» Вернера Херцога – одного из самых одержимых киноавторов. Разумеется, нашлось место биографиям скандальных знаменитостей: писателя Хантера С. Томпсона («Гонзо. Страх и ненависть в Лас-Вегасе» Алекса Гибни) или боксера Майка Тайсона («Тайсон» Джеймса Тобака). Само собой, не забыт обладатель «Оскара» – «Человек на проволоке» Джеймса Марша: фильм об уличном циркаче Филиппе Пети, в 1974 г. арестованном за танцы на канате, протянутом между верхушками башен Всемирного торгового центра.

Вслед за современными художниками и арт-кураторами, выставляющими в музеях документы по истории немецкой террористической группы RAF, режиссеры неигрового кино ищут точки, в которых стираются границы между искусством и преступлением. И если уличные эксцентриады Филиппа Пети ближе к первому, то дела налетчика Мишеля Вожура, героя фильма «Не выпускайте меня на свободу, я займусь этим сам», однозначно за рамками закона.

Режиссер Фабиен Годе следует давней французской традиции превращать криминальные сюжеты в символы романтического порыва к свободе. Интервью Вожура, настоящего артиста побегов, снято на сверхкрупных планах, и камера откровенно любуется героем, который за 27 лет, проведенных в тюрьмах, не растерял ни обаяния, ни сентиментальности, ни вкуса к литературным формулировкам. «Тюрьмы существуют для того, чтобы оттуда бежать», – говорит Вожур, словно цитируя Роберто Зукко из пьесы Бернара-Мари Кольтеса – последнего романтика ХХ в.

За решеткой проводит пол- жизни и Рене из одноименного фильма Хелены Тржештиковой, снимавшей своего героя без малого 20 лет – с 1989-го, когда он впервые попался на мелкой краже. «Рене» – уникальная для документалистики и показательная для современного искусства история отношений автора и персонажа, который все больше осознает себя героем фильма о собственной жизни, а режиссера – самым близким человеком (что не мешает Рене однажды ограбить квартиру Хелены).

В отличие от «Рене» в «Жестких тетках» Ким Лонджинотто нет концептуального приема, однако жюри фестиваля Sundance, отдавшее им приз за лучший документальный фильм, отметило не только гуманистический сюжет. Жизнь сотрудниц южно-африканской общественной организации Bobbi Bear, помогающей жертвам бытового насилия, показана просто, но с очень точно выбранным градусом эмоциональной вовлеченности. Как будто камера не наблюдатель, а участник этой важной работы, еще одна жесткая тетка, которой можно выплакать беду.