Полюбуемся на ужасы
Выставка победителей World Press Photo вся состоит из прекрасных фотографий, красота которых не всегда радуетВпечатления от выставки самого массового и популярного конкурса фотокорреспондентов ожидаемы – что попало на первые полосы газет, то мы и видим на фотографиях победителей World Press Photo. Чаще всего среди награжденных – фотографы, краше всех снявшие войны.
В этом году на выставке, организованной фондом «Объективная реальность» в залах «Красного Октября», много снимков из Абхазии, также в лидеры вышли репортеры, поспевшие на землетрясение в Китае и теракт в Индии.
Глядя на фото чужих страданий, думаешь – морально ли глазеть, как другим плохо. Но это проблема не World Press Photo и даже не СМИ, а нашего неумеренно жадного до информации мира.
На этот раз фотографией года была признана не кровавая военная и не сатирическо-политическая, а черно-белая, похожая на кадр из классного боевика работа Энтони Сво для Time. Испуганный полицейский с пистолетом в вытянутой руке входит в дом, оставленный жильцами, не сумевшими заплатить по ипотеке. Энтони Сво – мастер видеть неочевидное в известном (его выставку три года назад привозил Московский дом фотографии) – показал не банальный, криминальный эпизод главного события прошлого года. Экономический кризис превратил весь мир и мирный штат Огайо, где сделан снимок, в горячую точку, в зону непредвиденных конфликтов.
Сво удалось избежать главной проблемы участников выставки – противоречия эстетики и этики, красоты кадра и его смысла. Есть фотографии закутанных уличных бомжей, смотрящихся грациозными статуями, живописных трущоб и томно позирующих мальчиков-проституток. Стремясь стать художественной, репортажная фотография изменяет своему предназначению и не фиксирует, а эстетизирует социальные язвы и экзистенциальное зло.
Посмотришь на фотографию, где женщина с ребенком в одной руке и палкой в другой противостоит шеренге скрытых за щитами полицейских, и запоминаешь только яркое пятно ее куцей юбки.
Серия фотографий Роджера Кремерса, наверное, потому и получила первое место в номинации «Искусство и развлечения», что здесь нехудожественность снимка принципиальна. Обыденные фотографии туристов, скучающих при осмотре очередной достопримечательности, обретают смысл, когда из подписи узнаешь, что они посещают Освенцим. Да и название номинации в этом случае звучит двусмысленно. Хотя именно этот раздел, как и номинация «Природа», должен развлекать и успокаивать зрителей.
На этот раз смешит раздел спорта. Когда-то здесь воспевали красоту тела и силу воли спортсменов. Теперь спортивная фотография чаще или обличает спорт (расквашенные после боя физиономии боксеров), или высмеивает спортсменов, фиксируя их гримасы при прыжках и кувырках. Это не всегда справедливо, но все же не так смущает, как живописание войн и нищеты.