Суть дела: Новый суперигрок

Вопрос будущего «Связьинвеста» обсуждается с момента его создания во второй половине 90-х годов. Теперь государство заговорило о реформировании и национализации холдинга.
С.Портер

«Связьинвест»

управляющий холдинг. Контролирует семь межрегиональных компаний фиксированной связи и оператора дальней связи «Ростелеком». Акционеры: 75% ми-нус 1 акция – государство, 25% плюс 1 акция – «Комстар-ОТС». Финансовые показатели (2008 г., РСБУ): выручка – 2,26 млрд  руб., чистый убыток – 120,5 млрд руб.

В конце мая правительственная комиссия по транспорту и связи под председательством вице-премьера Сергея Иванова в целом одобрила концепцию реорганизации ОАО «Связьинвест», созданную рабочей группой при совете директоров холдинга. Она предусматривает крупнейшую реформу государственного холдинга со времен объединения региональных компаний электросвязи в семь крупных операторов – межрегиональные компании (МРК) связи. Теперь речь идет об объединении всех активов «Связьинвеста» в  одну операторскую компанию на базе «Ростелекома» – единственной компании холдинга, ведущей бизнес во всех регионах.

Концепция, по сути, зафиксировала изменение подхода к государственному участию в отрасли, произошедшее за последний год. Ранее государство собиралось приватизировать свою 75%-ную долю в «Связьинвесте», что шло вразрез с общими тенденциями усиления роли государства в российской экономике. Но после начала кризиса, когда цены на активы упали в несколько раз, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил, что по таким ценам государство приватизировать холдинг не будет. А одобренная госкомиссией концепция прямо заявляет: «Для создания в России условий, обеспечивающих достижение государственных целей в области национальных телекоммуникаций, требуется усиление роли государства в телекоммуникационном секторе».

Среди задач, которые будут стоять перед объединенной компанией, можно выделить три основные: достижение лидирующих позиций на рынке мобильной связи, восстановление позиций холдинга в Москве и развитие услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет.

По числу абонентов (12 млн) мобильные операторы компаний «Связьинвеста» занимают сейчас 9% рынка, что соответствует 9% от общего числа абонентов на рынке мобильной связи. При этом уровень доходности на абонента у них ниже, чем у конкурентов, поэтому их доля рынка по доходам еще ниже – 6%. А уровень операционной доходности этих мобильных операторов составляет 28–36%, по сравнению с более 50% у операторов «большой тройки».

Задачу выхода на лидирующие позиции мобильного рынка «Связьинвест» будет решать, создавая четвертого федерального GSM-оператора путем объединения своих мобильных активов в регионах. Кроме того, предполагается покупка крупных региональных операторов – СМАРТС, «Теле2», «Мотива», НТК, «Скай Линка». А на московский сотовый рынок, где нет ни свободных частот, ни альтернативных игроков, «Связьинвест» сможет выйти, создав виртуального оператора, предполагают авторы документа. Впрочем, при возможности «Связьинвест» будет не против купить одного из операторов «большой тройки».

Позиции на московском рынке «Связьинвест» утратил после того, как потерял контроль над ОАО «МГТС». Между тем новое руководство холдинга стремится вернуться на этот крупнейший в России телекоммуникационный рынок. Авторы стратегии предлагают прежде всего объединить существующие активы «Связьинвеста» в Москве – «Ростелекома», «Центрального телеграфа» и «Центртелекома». Консолидация будет сопровождаться покупкой существующих игроков московского телеком-рынка.

Концепция предполагает также, что для успеха стратегии выхода на рынок Москвы будет необходима господдержка. Она будет заключаться в «стимулировании отказа государственных структур и компаний с государственным участием от приоритетного потребления услуг частных операторов связи, а также обеспечении равных условий регулирования для государственных и частных игроков».

Хотя на рынке ШПД и цифрового интерактивного телевидения в Москве доля «Связьинвеста» составляет только 5%, на региональном рынке он держит лидирующие позиции, контролируя 51%-ную долю. Но из-за растущей конкуренции федеральных игроков рынка эти позиции находятся под угрозой, предупреждают авторы концепции. Одним из минусов нынешней ситуации они считают отсутствие федерального предложения по услугам ШПД и предлагают создать из активов МРК единого федерального оператора ШПД. При этом важным условием для реализации стратегии они считают отказ от принципа недискриминационного доступа к сетевым ресурсам, который сейчас активно обсуждается.

В Минкомсвязи ожидают, что процесс реформирования займет от полутора до трех лет в зависимости от того, какая схема реорганизации будет выбрана. Авторам концепции видится предпочтительным вариант полного объединения активов, когда акции семи МРК и «Центрального телеграфа» будут обменены на дополнительные акции «Ростелекома». Такое поглощение «Ростелекомом» компаний связи хотя и обеспечит «полную и наиболее быструю реализацию всех синергий, возникающих при объединении бизнесов существующих активов», но он может оказаться затратным. Ведь при реорганизации к досрочному погашению могут быть предъявлены облигации МРК и другие долги на общую сумму более $4 млрд. Кроме того, придется выкупать акции миноритариев, которые будут не согласны со слиянием.

Вариант создания холдинговой компании на базе «Ростелекома» – внесение в его уставный капитал контрольных пакетов акций МРК, принадлежащих сейчас «Связьинвесту», по словам авторов концепции, позволит избежать финансовых рисков, но увеличит число уровней управления, что усложняет процедуру принятия решений. Впрочем, успешный опыт таких структур, как, например, операторы «большой тройки», Vodafone или Telenor, на телекоммуникационном рынке позволяет авторам документа сделать вывод о приемлемости этого варианта.

Окончательная схема «Связьинвеста» будет выбрана осенью. Сергей Приданцев, президент компании «Комстар-ОТС», на конференции выразил опасение, что создание суперигрока без введения принципа недискриминационного доступа к инфраструктуре сети приведет к уменьшению конкуренции на рынке, в регионах останется один‑два игрока.

Мнение «за»: От прибыли не откажемся

Игорь Щеголев, министр связи и массовых коммуникаций

Есть ряд позиций, которые типичны для европейской модели работы телекоммуникационной компании. Например, во всех наиболее успешных и крупных компаниях очень велика роль государства [как акционера]. Мы сравнили роль государства в нескольких стратегических отраслях России — нефть и газ, банки, авиация, коммуникации. В телекоммуникациях удельный вес государственных игроков существенно ниже. Параллельно мы оценили эффективность инвестиций в частных телекоммуникационных компаниях и «Связьинвесте». Объем инвестиций у компаний «Связьинвеста» в последние годы был сопоставимым с инвестициями двух крупнейших частных групп — МТС с «Комстар- ОТС» и «Вымпелкома» с  Golden Telecom (GT), но уровень возврата на вложенный капитал оказался в три-четыре раза ниже. Еще один показатель – за счет каких услуг развиваются операторы. Наиболее быстрорастущий и прибыльный сектор – это мобильная связь. Но многие компании «Связьинвеста», наоборот, выходили из этого бизнеса или развивали его медленно. Если компания государственная, это вовсе не значит, что она должна отказываться от наиболее прибыльных сегментов рынка.

Мнение «против»: Выгодная консолидация

Евгений Соломатин, директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»

Когда мы говорим о крупном бизнесе, то ключевой тезис текущей государственной стратегии – консолидация. Это относится ко всем инфраструктурным отраслям и к отрасли телекоммуникаций в первую очередь. Причины связаны как с государственной социальной политикой (а отрасль до сих пор несет огромную социальную нагрузку), необходимостью обеспечивать эффективный и контролируемый механизм коммуникаций власти с гражданами, так и с задачами централизации управления и усиления влияния регулятора в целом. Растущий, развивающийся рынок не стоит регулировать ‑ это все уже усвоили, даже в России, поэтому интернет бурно цветет. Однако контролировать консервативный рынок традиционных услуг для государства гораздо проще и эффективнее, если на нем несколько крупных игроков. При этом консолидация выгодна операторам, особенно МРК, входящим в ОАО «Связьинвест». Основная стратегия в кризис – «экономика масштаба» и ценовая конкуренция. Запускается спираль: чем больше размер клиентской базы и проще продукт, тем меньше удельные издержки и ниже цена. Контентный бизнес, рекламная модель также требуют масштаба: правообладателям нужен оптовый покупатель контента, рекламодателю интересна широкая аудитория. Именно за счет такой стратегии развития зарубежные традиционные операторы – France Telecom, British Telecom, Deutsche Telecom – смогли восстановить утраченные в эпоху введения НДД (недискриминационного доступа) позиции, вернуть абонентскую базу и переиграть альтернативных игроков. Наконец, консолидация, как это ни парадоксально звучит, повышает вероятность приватизации. По мере выхода из кризиса консолидированный бизнес будет стоить все дороже, и государство сможет на этом заработать. Сохранив де-факто контроль. Вывод: заинтересованы все.