Израиль временно недоступен

Со 2 июля «Аэрофлот-Дон» впервые за 15 лет отменил регулярный рейс из Ростова в Тель-Авив, а «Авиалинии Кубани» (АЛК) – круглогодичный чартер в Израиль. Полеты российским авиакомпаниям запретили израильские воздушные власти
С.Портер

Аэрофлот-Дон» вчера разослал сообщение о прекращении полетов, об отмене чартера АЛК рассказал «Ведомостям» топ-менеджер авиакомпании. По словам пресс-секретаря «Аэрофлот-Дона» Дмитрия Бакулина, запрет – «ответ на проблемы», возникшие у израильских авиаперевозчиков Sun d’Or («дочка» израильской El Al) и Arkia: администрации аэропортов Сочи, Ростова и Краснодара отказались допускать на свою территорию вооруженных израильских охранников на время регистрации и посадки в израильский самолет – в результате Sun d’Or 27 июня отменила свои первые рейсы в Ростов и Сочи. А директор департамента гражданской авиации Израиля Гиора Ром сообщил, что «израильские власти замораживают рейсы российских авиакомпаний между Тель-Авивом и городами юга России из-за отсутствия доступа на эти маршруты израильских перевозчиков» (цитата по «РИА Новости»).

ОАО «Аэрофлот-Дон»

Авиаперевозчик. Акционеры: ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» (100%). финансовые показатели (I квартал 2009 г., РСБУ, данные компании): выручка – 858,56 млн руб., чистый убыток – 246,58 млн руб. пассажиропоток – 311 500 человек (январь – май 2009 г.).

Росавиация выдала всю необходимую для полетов разрешительную документацию израильским авиакомпаниям, сообщил «Ведомостям» руководитель агентства Геннадий Курзенков. Однако разрешение носить оружие на территории аэропорта выдается только структурами МВД, подчеркнул он. Получить комментарии в МВД вчера не удалось. Россия и Израиль имеют соглашение, по которому сотрудники авиационной безопасности Израиля вправе находиться с оружием только в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Израильская сторона не обращалась в уполномоченные органы Российской Федерации с просьбой и обоснованием необходимости применения огнестрельного оружия [на территории южных аэропортов]», – говорится в сообщении Минтранса. С властями переговоров сейчас нет, подтвердил старший заместитель гендиректора по международным вопросам департамента гражданской авиации Израиля Ави Бен Хур, не назвав причины. В сообщении Минтранса отмечается, что «предпосылок для прекращения воздушного сообщения между Россией и Израилем нет».

С 4 июня «Аэрофлот-Дон» совершал рейсы из Ростова в Тель-Авив два раза в неделю на Boeing 737-400 (156 кресел) и Boeing 737-500 (112 кресел). Загрузка на них составляла около 80%, говорит Бакулин. По его словам, «Аэрофлот-Дон» предложил пассажирам вернуть деньги за билеты или лететь через Москву (совместным рейсом с «Трансаэро»), все расходы возьмет на себя авиакомпания.

Об убытках можно будет говорить не раньше чем через месяц: пока непонятно, сколько человек захотят вернуть билеты, а сколько воспользоваться трансфером через Москву, говорит Бакулин. Выручка «Аэрофлот-Дона» с одного рейса в Тель-Авив составляла не менее 30 200 евро (стоимость билета в одну сторону без сборов – от 282 евро). Стоимость билета «Трансаэро» по маршруту Москва – Тель-Авив без сборов в одну сторону – от 9000 руб., а билет «Аэрофлот-Дона» из Ростова в Москву без сборов стоит от 3750 руб.

Менеджер АЛК тоже отказался оценить убытки. По подсчетам генерального директора турагентства «Розовый слон» Алексана Мкртчяна, средняя выручка одного рейса Краснодар – Тель-Авив – Краснодар может составлять около $70 000.

Суть российско-израильского конфликта «сугубо экономическая», считает Мкртчян. Емкость, например, ростовского аэропорта в израильском направлении – 200 пассажиров в неделю, «Аэрофлот-Дон» двумя судами покрывает всю потребность аэропорта – 100 кресел Sun d’Or «явно лишние», но стоимость билета у них гораздо ниже: $400 туда и обратно, объяснил он.