Помощь не по карману

Часть госпомощи, предложенной британским правительством местным банкам и компаниям, осталась невостребованной, поскольку оказалась для них слишком накладной

Британский сценарий борьбы с кризисом, который осенью стал образцом для многих стран, во многом небезупречен. Чтобы восстановить рынок инструментов, обеспеченных активами, британское правительство разработало программу гарантий по ним. Об этой программе было объявлено в январе, в апреле она начала действовать, но за это время ни один из крупных британских банков не разместил секьюритизированные долги под такие гарантии. По словам банкиров, это слишком дорого. Правительство пообещало пересмотреть условия программы, но до сих пор ничего не изменилось. Срок действия этой программы истекает в октябре.

«В целом меры оказались эффективными для стабилизации системы, – говорит профессор финансов Лондонской бизнес-школы Джулиан Франк, – но, возможно, они ошиблись с ценой – правительство не хочет продавать эти гарантии слишком дешево». К успешным мерам относятся рекапитализация крупных банков и программа гарантий по долгам банков. В октябре 2008 г. британский минфин инвестировал 37 млрд фунтов в Royal Bank of Scotland, Lloyds и HBOS, и спустя несколько дней рекапитализацию банков начал минфин США. На гарантии по долгам банков британское правительство выделило 250 млрд фунтов.

Хуже оказались результаты, например, программы гарантий банковских кредитов малому и среднему бизнесу. Компании жалуются, что эти гарантии, по сути, не гарантии, поскольку им приходится предоставлять залог. «Что если эти личные гарантии не могут быть предоставлены – они уже могут быть у банков или других кредиторов, а как же тогда государство поддерживает эти компании?» – говорит финдиректор Miller Ground Breaking Крис Паркин.

Правительство с этой точкой зрения не согласно. «Предоставляя гарантии по кредитам, налогоплательщик принимает риск, и правильно, что этот риск должен быть разделен между кредитором и заемщиком», – заявила представитель департамента бизнеса, предпринимательства и реформы регулирования.

У программы, предусматривающей страховые выплаты на сумму 5 млрд фунтов британским производителям и их поставщикам на случай, если им не заплатят клиенты, к 9 июня было лишь 13 участников. В результате правительство распространило ее на контракты, заключенные прошлой осенью. Но желающих все равно больше не становится. Небольшим компаниям эта программа невыгодна, поскольку минимальное покрытие по ней составляет 20 000 фунтов, говорит представитель Федерации малого бизнеса.

Правительство также пересматривает условия программы гарантий банкам по инструментам, обеспеченным активами. Этот рынок обмелел вскоре после начала кризиса. По данным Dealogic, с начала года британские банки разместили инструменты с обеспечением на $747 млн по сравнению с $9 млрд годом ранее. Правительство надеется, что, продав кредиты, банки смогут увеличить выдачу новых ссуд. RBS и Lloyds отказываются говорить о причинах, из-за которых они не пользуются гарантиями. Источники WSJ утверждают, что, с одной стороны, для гарантий требуется слишком большой залог, а с другой – комиссионные, которые придется платить правительству, чересчур высоки.

Также банки не особенно активно участвуют в программе, предусматривающей страхование правительством их плохих активов. За счет этого правительство хочет снизить грядущие убытки банков, не покупая их активы. В рамках этой программы RBS и Lloyds застраховали проблемные кредиты на 500 млрд фунтов. Но источники, близкие к банкам, утверждают, что это дорогая страховка. Например, Lloyds должен принять на свой баланс первый убыток на 25 млрд фунтов, прежде чем начнет действовать страховка, поэтому банки пытаются договориться с правительством о лучших для себя условиях.