Почти без критики

Российские правозащитники и политики пожаловались Бараку Обаме на авторитарный режим, но сочувствия не встретили. Западные наблюдатели уже критикуют Обаму за лояльность Москве
Д. Гришкин

Вчера президент США встретился в Москве с представителями гражданского общества и лидерами парламентских и непарламентских оппозиционных партий. Некоторые из партийцев заведомо устранились от обсуждения внутриполитических проблем. Так, председатель КПРФ Геннадий Зюганов предложил снять «позорную блокаду» с Кубы. Председатель «Яблока» Сергей Митрохин, по его словам, выдвинул идею совместной российско-американской системы ПРО и отказа от размещения американских ракет в Польше и Чехии.

Остальные партийцы жаловались на различные внутриполитические проблемы, но никаких конкретных предложений от Обамы не получили. Если хотим развивать отношения, необходимо, чтобы Россия вернулась на демократический путь развития, заявил сопредседатель «Солидарности» Борис Немцов. По его словам, Обама согласился, но добавил, что он как действующий президент должен работать в существующих условиях.

В выступлении Обамы не было посыла, характерного для предыдущей администрации, что Россия отходит от принципов демократии, говорит сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман.

Представители гражданского общества зачитали в присутствии Обамы два доклада, согласованных на двухдневном гражданском форуме: о правах человека и о борьбе с коррупцией. «Правозащитникам удалось настоять на том, чтобы в докладе о ситуации с правами человека была фраза о существовании в России политически мотивированного правосудия, ярким примером которого является дело ЮКОСа», – говорит лидер движения «За права человека» Лев Пономарев. Обама произнес короткую речь, содержание которой сводилось к следующему: у США также есть проблемы, там тоже пытаются их решать, нужно не поучать друг друга, а сотрудничать, рассказала директор «Трансперенси интернешнл – Россия» Елена Панфилова.

Встрече с представителями гражданского общества предшествовало выступление Обамы в Российской экономической школе. Общий посыл его получасового обращения свелся к заинтересованности США «в сильной, мирной и процветающей России» и совпадении ряда национальных интересов двух стран. Тема вступления в НАТО Украины и Грузии, одна из наиболее спорных для Москвы и Вашингтона, была затронута лишь по касательной: «Все страны должны иметь право выбирать своего лидера, право на безопасность границ и ведение собственной внешней политики <...> Этот принцип должен применяться ко всем странам, включая Украину и Грузию».

Большинство иностранных журналистов сочли речь президента США беззубой и излишне льстивой. Британская The Times решила, что состояние демократии и свобод в России Обама «покритиковал разве что для проформы».