Забей козла

«Затащи меня в ад» (Drug Me To Hell) Сэма Рэйми оказался не столько фильмом ужасов, сколько превосходной антикризисной комедией. Наблюдать, как козлодемон преследует проклятую цыганкой сотрудницу кредитного отделения банка, – редкое удовольствие
ВЕСТ

С пресс-показа критики выходили с абсолютно счастливыми лицами: даже не вспомню, какой фильм вызывал у этой разнородной компании столь единодушную радость. Похожая эмоция светилась в далеких 80-х в глазах посетителей видеосалонов, только что посмотревших «Зловещих мертвецов», к дешевой гиньольной эстетике которых Рэйми триумфально вернулся в новой картине. Комиксовая трилогия про Человека-паука тоже получилась у него неплохо, но то была крупнобюджетная заказная работа, а «Затащи меня в ад» – кино, сделанное с любовью.

В нем идеальный баланс комического и нервического. Захватите в кинотеатр самую впечатлительную подружку: она будет поминутно визжать, вцепляться вам в рукав и тут же давиться истерическим смехом. Сцены в духе «и тут оно как выскочит!» неожиданнее и веселее Сэма Рэйми не умеет сегодня снимать никто.

Половина ужасов в «Затащи меня в ад» – натуральный «Мойдодыр»: пухлощекую блондинку Кристин, отказавшую старой цыганке в продлении срока выплаты по закладной, преследует одержимая бесом косынка, пугают хлопающие форточки, сковородки и кастрюли. На крупных планах Рэйми отыгрывает тему антисанитарности зла: черная грязь под ногтями цыганки; муха, залетающая в нежный блондинкин рот и предательски жужжащая в ее желудке на чинном обеде с родителями жениха.

Что еще?

Самая дикая женская драка – в салоне автомобиля, между все теми же персонажами: Кристин и цыганкой миссис Гануш. Одна кусается вставной челюстью, другая отбивается степлером.

Самый нелепый спиритический сеанс с участием белого козла.

Самая циничная шутка про котенка и вегетарианцев.

«Затащи меня в ад» лишний раз доказывает благотворность формулы «дешево и сердито»: Рэйми пользуется самыми примитивными спецэффектами, самым аляповатым гримом, самыми банальными способами щекотать публике нервы и пускать мурашки по коже. Что может быть проще крови из носа, червей изо рта, рогатой тени на стене, стука копыт под дверью, раскопанной под проливным дождем могилы или тела, поднятого над полом невидимой силой. Но Рэйми использует эти старые фокусы с таким неподдельным азартом, что отвратительное и смешное склеиваются намертво и малобюджетный адский аттракцион превращается почти в чарли-чаплиновскую комедию.

Или в современный аналог кукольного балаганчика, где вместо Панча и Джуди действуют не менее архетипичные герои – Цыганка и Блондинка. А не лишенный житейской морали сюжет и вовсе напрямую отсылает к почтенному жанру ярмарочной потехи. Народ всегда любил смотреть, как черти тащат в ад жадных ростовщиков. Теперь можно порадоваться той же истории с участием кредитного менеджера. Опасная, однако, работа. Потому как иной клиент сегодня – физическое лицо, а завтра уж, глядишь, – метафизическое.