Наша каша по-европейски

«Европейская мастерская» – выставка, сделанная по европейскому заказу и образцу, расчетливо и без эмоций, но зато разумно и внятно
С. Николаев

Неважно. Екатерина Деготь

куратор. «Меня удивило, что участников конкурса совсем не интересовал вопрос, который был важен для моего поколения: насколько Россия – это Европа»

Эта выставка в Центральном доме художника – результат открытого конкурса, организованного представительством Евросоюза в России. Екатерина Деготь, председатель «кураторского жюри», сделала все возможное, чтобы финальный продукт, т. е. эта самая выставка, соответствовал европейскому стандарту, чтобы тема «Творчество в общем культурном пространстве» была раскрыта полно – с рефлексией и критикой.

А поскольку присланные на конкурс самотеком произведения теме не соответствовали («Почему-то в основном присылали работы о России вообще», – объясняет Деготь), она призвала к участию известных московских художников, которые сначала, очевидно, не вдохновились призом финалистов (5000 евро), но потом в конкурс вступили и дотянули выставку до пристойного уровня.

Так что – и это неожиданно – в большом зале ЦДХ асы московского современного искусства соседствуют с художниками неизвестными и даже непрофессиональными. Но известных среди 20 участников – большинство.

Самая показательная, однако, инсталляция – не московская. Степан Субботин выстроил подобие детской площадки из объектов в форме евросоюзной символики, через которые надо пролезать, впрочем, играючи. Андрею Малышкину, не художнику, принадлежит самая мудреная работа – внутри глухого серого куба находится еще один, между ними можно только протиснуться, название инсталляции саркастическое: «Свободное пространство».

Показательно и допустимо критично – в тему и по стандарту – выступила опытная Диана Мачулина. Она показала свои и коллег работы, которые не пропустила таможня, так как увидела в них запрещенные к вывозу биоматериалы (сушеные куриные косточки, например).

Но лучшие сочинения на заданную тему принадлежат как раз тем художникам, кто – давно или недавно – получил признание. Бюст Карла Маркса в косоворотке, самовар, расписанный как греческая амфора, венский стул, выкрашенный под березу, – смешна каждая составляющая инсталляции Константина Звездочетова. Хорошо придуман и сделан «Словарь-минимум» Хаима Сокола и Веры Хлебниковой – распечатка всех слов из советского словаря для выезжающих за границу. Получилась такая стена непонимания из тысяч слов, выбранных по идеологическому расчету.

«Европейская мастерская», как и большинство заказных выставок, не задевает зрительских чувств, размышления о европейском единстве, видно, не сильно вдохновляли художников. Но зато это редкая групповая выставка, где появление каждой работы оправданно, и вместе они живут цивилизованно, а не как в коммуналке. У скучного евростандарта есть свои, нам понятные, достоинства.