Автоконцерны взялись за старое

На смену распродажам и скидкам приходит выпуск новых бюджетных комплектаций или, наоборот, старых версий популярных моделей
Кризис заставил Mitsubishi снова поставить старый Lancer на производство/ Bloomberg

Цена успеха

Индийская Tata Motors Ltd. сегодня доставит самый дешевый в мире автомобиль Nano ($2500) первому покупателю, сообщает Bloomberg. Тот заказал автомобиль минимум шесть месяцев назад. Концерн получил уже 206 703 заказа на эту модель, что вдвое превышает его годовые производственные мощности, поэтому 100 000 первых покупателей будут выбраны путем лотереи.

После двухлетнего перерыва на склады компании «Рольф-импорт», российского дистрибутора Mitsubishi, снова поступили седаны Lancer IX, рассказал гендиректор «Рольф-импорта» Дмитрий Роткин. Mitsubishi возобновила производство этой модели, прекращенное в 2007 г., по заказу «Рольфа», уточняет он. Lancer IX стоит примерно на 7% дешевле пришедшего ему на смену Lancer X и спрос на модель отличный, констатирует Роткин. Уже законтрактовано 500 автомобилей, тогда как продажи Lanсer Х за весь июнь составили 1730. «Рольф» продает классический Lancer «пачками», – подтверждает Владимир Видулов, глава представительства международной консалтинговой компании JATO Dynamics.

«Это мощный ход, модель была очень популярна в России и какое-то время занимала первое место по продажам», – говорит Олег Дацкив, директор по развитию ресурса auto-dealer.ru. Автомобиль с отличным соотношением цена – качество – комфорт, вторит Видулов. Цена на новый старый Lancer начинается от 499 000 руб., а самый дешевый Lancer X стоит по спецакции 539 000 руб.

Представитель европейского офиса Mitsubishi вчера не смог рассказать о причинах возобновления выпуска старого Lancer и пообещал дать ответ на запрос в течение недели. Переналадка оборудования на выпуск новой модели обходится в $50–100 млн, знает Видулов, но, по его информации, Mitsubishi по просьбе «Рольфа» еще в прошлом году не стала переналаживать часть мощностей на Lancer X. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли вспомнить других случаев, чтобы автоконцерны по просьбе дистрибуторов возобновляли бы выпуск снятых с производства моделей.

Другие производители менять модельный ряд не готовы, но некоторые уже разработали специальные «антикризисные» модификации.

С 1 августа продажи low-cost-модификаций двух своих моделей – Matiz и Nexia – начнет Uz-Daewoo, сообщили «Ведомостям» в российском представительстве компании. Производитель сэкономит на более простой отделке салона, кроме того, у этих машин не будет ряда опций, доступных в обычных базовых комплектациях: задних брызговиков, магнитолы, обогрева стекол. Стоимость облегченного Matiz составит 179 000 руб. (сегодня самая дешевая модификация стоит 199 000 руб.), а Nexia – 229 000 руб. (сейчас – 257 000 руб.). Цена основного конкурента узбекского завода – Lada Kalina начинается от 254 000 руб.

Uz-Daewoo планирует продавать 1500–1700 удешевленных модификаций своих машин в месяц. В июне, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 4178 Daewoo, что на 58% меньше, чем годом ранее. Планы вполне реалистичные: чем дешевле автомобиль, тем большее значение для его покупателей имеют скидки и меньшее – удобство, считает Дацкив: «Есть категория нетребовательных потребителей, готовых купить за $5000 новую иномарку вместо подержанной или автомобиль Lada».

В марте и «АвтоВАЗ» собирался произвести партию из 1000 штук удешевленных седанов Lada Kalina в комплектации «полный стандарт» – с упрощенной светотехникой, цельным задним сиденьем и другими изменениями, но девальвация и удорожание иномарок сделали и обычную Lada достаточно конкурентоспособной, решили на заводе.

Спрос в России смещается в сторону более бюджетных автомобилей, что подтверждается ростом рыночной доли Renault Logan, говорит представитель «Автофрамоса» Оксана Назарова. В мае и июне модель стала самой продаваемой иномаркой в России, сместив с этой позиции Ford Focus (от 345 000 руб.). По объему ежемесячных продаж Logan в июне – 5460 единиц – обогнал вазовскую классику (5400 штук) и подобрался вплотную к Lada Kalina (5715 штук). Специальной low-cost-модификации модели не планируется, так как сам Logan очень успешен, добавляет Назарова. В российском Hyundai тоже заметили растущую популярность самых доступных комплектаций, говорит менеджер по связям с общественностью компании Юлия Тихонравова, но в модельном ряду компании и так есть достаточно недорогие автомобили, например модель Getz.

«Выпуск антикризисных комплектаций и возобновление производства моделей предыдущих модельных годов – это не метод компании», – говорит директор по связям с общественностью Ford в России Екатерина Кулиненко. По ее мнению, покупатели хотят экономить не за счет более простой комплектации, а за счет спецпредложений и акций. Однако компания продолжает выпускать максимально удешевленную комплектацию Foсus за 345 000 руб., хотя она и не пользовалась спросом.

Если раньше покупатель, выбирая марку, старался подчеркнуть свой статус, то теперь больше думает о рациональном соотношении цена – качество, рассуждает Тимур Алиев, представитель подразделения Skoda «Фольксваген груп рус». Но и экономить на Octavia Tour и Fabia, и так вполне бюджетных моделях, компания не собирается, так же как и возобновлять производство старых моделей, – «это был бы шаг назад», говорит он.

А Kia, агрессивно захватывающая сейчас российский рынок, выбрала другую стратегию – максимальное качество за минимальные деньги, рассказал директор по маркетингу российского представительства марки Даниил Проскурин. На днях стартовала новая рекламная кампания модели Kia Ceed: «Все опции – за 569 000 руб.». Это на 30 000 руб. ниже обычной стоимости «верхней» комплектации. «АвтоВАЗ» же идет по традиционному пути скидок: с 6 июля началась акция «100 дней скидок», во время которой завод предоставляет на разные модели дисконт от 10 000 до 22 000 руб., сообщила пресс-служба предприятия.

А директор по связям с общественностью GM в России Сергей Лепнухов не видит повышения спроса на дешевые автомобили. «Продажи массовых моделей Opel и Chevrolet за первое полугодие снизились вместе с рынком более чем на 50%, в то время как продажи премиального Hummer за тот же срок выросли более чем на 100%», – констатирует он.