Стоп, машины!
Летние каникулы устраивает себе большая часть российского автопрома. Часть каникуляров уверяют, что остановка плановаяС начала августа «АвтоВАЗ» может на целый месяц остановить главный конвейер, сообщили источники «Интерфакса». Это один из вариантов, которые рассматривает руководство, объяснили в пресс-службе «АвтоВАЗа», решение должно быть принято к концу недели. Остановка будет незапланированной: «АвтоВАЗ» предполагал сократить до 20 часов рабочую неделю с сентября 2009 г. по февраль 2010 г. Это вынужденный шаг: в начале июля на складах и у дилеров оставалось 80 000 готовых автомобилей.
Как выяснили «Ведомости», в августе не будет работать половина российских автозаводов, выпускающих легковые автомобили (см. врез). В течение августа остановится и крупнейший в России производитель грузовиков «Камаз»: в стоке уже находится около 4000 машин, а месячные продажи сейчас примерно вдвое меньше, объясняет директор по корпоративным финансам предприятия Елена Милинова: «Выгоднее на месяц прекратить производство, чем устанавливать сокращенную рабочую неделю, – так мы сможем экономить на электричестве и других расходах».
А вот Nissan, «Тагаз», «Соллерс» и «Автотор» не станут останавливать конвейер. Петербургский завод Nissan заработал 2 июня, продажи еще не начались, объясняет представитель российского офиса Nissan Татьяна Натарова. «Автотор» несколько раз останавливал завод в первом полугодии, производство приведено в соответствие со спросом, причин для новой остановки нет, говорит гендиректор компании Валерий Горбунов. Аналогичные причины продолжения работы называет и представитель «Соллерса».
Остановки не всегда связаны с падением авторынка: останавливать производство и отправлять всех рабочих в отпуска – стандартная практика, уверяет представитель Volkswagen Юлия Карулина.
Августовский отпуск на «Автофрамосе» плановый, то же самое было и в прошлые годы, объясняет представитель российского Renault Ольга Сергеева. Кризис мало отражается на компании: продажи Renault Logan, который выпускает «Автофрамос», снизились в июне этого года на 22%, рынок в целом упал на 56% (данные Ассоциации европейского бизнеса).
А группа ГАЗ даже увеличивает продолжительность работы: головное предприятие завода переходит на пятидневную рабочую неделю, рассказала «Ведомостям» зампред правления «Русских машин» (основной акционер ГАЗа) Елена Матвеева: «Сейчас мы работаем так, будто кризис кончился и начался период очень низкого спроса. То есть мы работаем в плановом режиме, без остановок». По прогнозу группы ГАЗ, спрос на «Газели» составит в июле – августе 5600 шт. в месяц, столько машин и намерен выпускать завод. Это позволит поддерживать уровень безубыточности, к которому автозавод пришел в начале июля, подчеркивает Матвеева.
Остановка производства – естественная реакция автопроизводителей на снижение спроса вдвое по сравнению с прошлым годом, рассуждает директор по развитию «Автомира» Сергей Вятченков: «О затоваривании дилеров речи не идет, они уже несколько месяцев назад перестроили работу в соответствии с новыми условиями и закупают только те объемы, которые необходимы». А вот некоторые производители, например Toyota, до сих пор продолжают распродавать запасы машин, произведенных еще в прошлом году, замечает он.