Заключение эксперта: Зачем банкам вешать активы на «дочку»


Урегулирование банками проблемной задолженности по кредитам через дочерние компании или подконтрольные менеджменту структуры (не консолидируемые в МСФО) позволяет минимизировать выполнение надзорных требований ЦБ или уйти от них.

Когда банк вместо денег получает в уплату имущество должника, он распускает резервы на возможные потери по ссудам (до 100% в зависимости от ее качества). Увеличиваются доходы банка, прибыль и капитал. Но если балансовая стоимость актива не полностью покрывает долг, банк должен либо списать разницу на убытки, если обязательства заемщика прекращаются, либо сохранять на нее резервы по ссудам (до 100%) до момента реализации актива. Это негативно влияет на капитал, используемый для расчета нормативов ЦБ: и убытки, и резервы вычитаются из капитала.

Если банк переписывает плохой долг на «дочку» или «внучку», он может расформировать резервы на возможные потери по ссудам. Даже если предприятие консолидируется в МСФО банка, надзорные требования ЦБ на него уже не распространяются – регулятор руководствуется российской отчетностью. А в ней у банка появляется новый, хороший заемщик и кредит с минимальными резервами (0–20%). Банку надо уменьшить свой капитал лишь на сумму вложений в «дочку», если он владеет долей более 20%.

Получив от должника актив, банк также должен на дату приобретения провести его оценку (а затем переоценку при составлении отчетности, появлении существенной информации об активе). Если оценка ниже балансовой стоимости, банк на разницу создает резервы на обесценение актива.

Действуя через «дочку», учрежденную банком, он решает и эту проблему. Надзор не руководствуется консолидированной отчетностью и не требует оценки активов таких структур.

Если полученный актив – это товары в обороте, недвижимость, земля и т. п., то у банка возникают налоги и амортизационные отчисления. Банку нужно выделить 18% НДС из цены приобретения актива, отнести на расходы, что опять уменьшает капитал. А при реализации актива происходит реальное выбытие денег – банк платит налог на прибыль с суммы НДС. Еще надо платить налог на имущество до 2,2% и начислять амортизацию – 1–30% в год от балансовой стоимости.

Когда же банк получает долю компании – балансодержателя активов (имущества), он избавляется от всех этих проблем. Для банка такая сделка никаких налоговых последствий не имеет.

Если непрофильными активами управляет не сам банк, а его специализированная организация, это позитивно воспринимается инвесторами, рейтинговыми агентствами и аудиторами (с точки зрения оценки качества управления). Кроме того, чем длиннее цепочка владений «дочек-внучек», тем меньше вероятность консолидации проблемных кредитов и непрофильных активов даже в МСФО.