Вечные ценности: Развивающая вера


Может, и правда современные евангелисты-проповедники все упростили, убеждая, что духовное и материальное богатство идут рука об руку? Но людей, которые в это верят, все больше. В развивающемся мире и даже в Китае быстро распространяется христианство, причем на неформальном уровне и среди успешных активных людей. Об этом пишут в книге «Бог вернулся» Джон Миклтуэйт и Эдриен Вулдридж, редакторы журнала The Economist (God Is Back: How the Global Revival of Faith Is Changing the World). Новая религиозность, особенно если она распространяется проповедниками-евангелистами, часто приводит к тому, что христианство начинают понимать, с нашей точки зрения, прямолинейно, наивно. Прагматичные новообращенные ищут, как религия может им помочь продвинуться и больше зарабатывать. Наивно?

Но ведь это важно для каждого независимо от того, насколько глубоко он погружался в Библию или другие священные книги. Если мы поступаем хорошо, то должны ведь и жить хорошо? Не обязательно. «Господь Иисус Христос предупреждает: жизнь человека не зависит от изобилия его имения», – напоминает социальная концепция Русской православной церкви.

Римский папа Бенедикт XVI в книге «Иисус из Назарета» напоминает, что Иисус 2000 лет назад обращался прежде всего к бедным и угнетенным. Да, когда-то в древности существовало представление о прямой зависимости между праведностью и богатством (и новообращенные из развивающихся стран стремятся его возродить). Например, Иов не мог понять, за что у него отняли все богатства, ведь он вел праведную жизнь. Был честным и добрым, соблюдал все правила, а потому и стал богатым – для него это было естественно. Но такое представление исчезло уже во времена вавилонского пленения, когда большинство иудеев стали бедняками. «Бедный Израиль – истинный Израиль, – пишет Бенедикт XVI. – Такое понимание окончательно закрепилось к новозаветному времени». Человек перестал предъявлять Богу счет за все хорошее, что сделал. Фарисейство в Новом Завете не приветствуется. Если живешь честно, значит, будешь беден. Отголоски этого представления сохранились во всех культурах, в том числе и в нашей: «Трудом праведным не наживешь палат каменных».

Вопрос исчерпан? Очевидно, нет. Бедность сама по себе – плохой учитель, что мы прекрасно видим каждый день. Вспомним, что в Евангелии темы праведной жизни и хлеба (питания, обеспечения) все-таки связаны. Главное в том, как расставлены приоритеты. Есть очень важная притча об умножении хлебов: люди, пришедшие послушать Христа, оставили все дома, и поэтому их пришлось кормить. «Иисус не равнодушен к человеческой нужде, но он ставит эти потребности в верный контекст и в должный порядок», – пишет Бенедикт XVI. Те, кто пришел послушать, были накормлены, поскольку расставили приоритеты. В тот момент Бог был для них важнее хлеба, и они получили хлеб. Похоже, что богатство перестает быть трудным вопросом, разделяющим верующих и неверящих, как только оно перестает быть главной целью.