Ждут инвесторов

Новая автодорожная госкомпания, которой достанутся в управление все платные дороги страны, будет сформирована за полгода, обещает Минтранс

Закон об образовании госкомпании президент Дмитрий Медведев подписал 17 июля. «Автодор» будет создан в форме некоммерческой организации, которой в бессрочное доверительное управление достанутся все новые платные автодороги и часть перегруженных федеральных трасс – всего 18 000 км. До 2015 г. госкомпании будут переданы первые 5000 км, остальные – позже, рассказал вчера замминистра транспорта Олег Белозеров.

Госкомпания будет развиваться за счет взимания оплаты проезда по платным дорогам, аренды прилегающих к дорогам участков и субсидий из федерального бюджета, перечислил Белозеров. За пять лет, по его словам, из федерального бюджета «Автодор» сможет получать 50–100 млрд руб. ежегодно, средства будут направляться на содержание и капремонт дорог, к 2016 г. компания должна выйти на самоокупаемость. Помимо бюджетных средств Минтранс рассчитывает на частных инвесторов. Их нужно привлечь «как можно больше и развивать строительство платных дорог», сообщил Белозеров.

Выйти на самоокупаемость в кризис невозможно, не верит председатель думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев. Строить в России дороги дорого и рискованно: нет технологий, непрозрачные тендеры – все это делает стоимость 1 км в России «просто безумной», замечает он. Исходя из данных транспортной ФЦП стоимость 1 км высокоскоростной трассы Москва – Санкт-Петербург (626 км) – 907 млн руб., Центральной кольцевой автодороги (520 км) – 904 млн руб., Западного скоростного диаметра (48,9 км) – 4,3 млрд руб.

Вся надежда на частных инвесторов, признается сотрудник «Росавтодора». Условия строительства и эксплуатации платной дороги достаточно выгодны: концессионер заключает договор на 30 лет, в течение этого времени он строит трассу, инфраструктуру, собирает плату за проезд, объясняет он. Когда инвестор вернет вложенные средства, дорога будет передана госкомпании и, скорее всего, станет бесплатной, добавляет собеседник «Ведомостей». «Автодор», по его словам, будет зарабатывать на федеральных трассах (в основном перегруженные дороги в европейской части страны), которые он отремонтирует и сделает платными. Отбить вложенные в строительство деньги инвестор сможет за 15–20 лет и с достаточно высоким тарифом на проезд по дороге, замечает Шишкарев.

«Введение в действие механизма ГЧП в России затянулось, – вздыхает сотрудник компании, инвестирующей в дорожное строительство. – В кризис компании уже не будут инвестировать в тех объемах, в которых собирались».