Двое на одного

Один из крупнейших интернет-порталов – Yahoo! отказывается от собственного поиска в пользу нового поисковика Microsoft. Заключая сделку, они бросают вызов лидеру – Google
С.Портер

О подписании соглашения обе компании объявили вчера. Оно предусматривает перевод поискового механизма на сайтах Yahoo! на технологию Bing от Microsoft сроком на 10 лет. При этом Yahoo! будет продолжать продавать рекламу на страницах результатов поиска на своих сайтах, а также на некоторых сайтах Microsoft. Microsoft в течение пяти лет будет отдавать Yahoo! 88% доходов от продаж рекламы. Взамен Microsoft получит на 10 лет лицензию на поисковые технологии Yahoo!, а также доступ к аудитории его сайтов. По данным Comscore, это более 570 млн пользователей, или 50,8% мировой интернет-аудитории. Сейчас лидер на мировом поисковом рынке – Google с 65%, у Yahoo! – 19,6%, у Microsoft – 8,4% (по Comscore, июнь 2009 г.). То есть, объединившись, Microsoft и Yahoo! получат 28% рынка поиска.

Microsoft

Производитель программного обеспечения. Крупнейшие акционеры: Билл Гейтс – 8,7%, Стив Баллмер – 4,4%. Капитализация – $209,16 млрд. Финансовые результаты (2009 финансовый год, закончился 30 июня): выручка – $58,44 млрд, чистая прибыль – $14,57 млрд.

Yahoo!

Интернет-компания. Акционеры: 71% у институциональных инвесторов и паевых фондов. Выручка (2008 г.) – $7,2 млрд. Чистая прибыль – $424,3 млн. Капитализация на 29 июля – $21,57 млрд.

Партнерство с Yahoo! даст Microsoft большой поток поисковых запросов и аудиторию, а Yahoo! – инновационную технологию, говорит президент российского офиса Microsoft Николай Прянишников. А рынок, по его словам, получит мощную альтернативу доминирующему игроку на рынке поиска и контекстной рекламы.

Microsoft присматривалась к Yahoo! с 2006 г.; в начале 2008 г. сделала официальное предложение о покупке, но компании так и не смогли договориться (см. врез). Это партнерство скорее всего форма постепенного объединения Yahoo! с Microsoft, считает гендиректор системы контекстной рекламы «Бегун» Алексей Басов. Рекламный бизнес в интернете не настолько рентабелен, чтобы предлагать такую высокую комиссию (88%, обычно разделение доходов между системой продаж рекламы и площадкой паритетно – 50 на 50). Очевидно, что для Microsoft это не столько вопрос бизнеса, сколько захват поискового рынка и поглощение крупного игрока, резюмирует Басов.

Разделение доходов адекватное, ведь доля поискового трафика Yahoo! практически в 2,5 раза больше, чем у Microsoft, возражает представитель «Финама» Михаил Аристакесян. Поиск Bing сейчас находится в роли догоняющего и доля на рынке его интересует больше, чем заработок, соглашается PR-директор «Яндекса» Михаил Ушаков.

В России партнерство с Google в прошлом году хотел заключить Rambler, поставив на свои страницы его поисковую строку и продав ему «Бегун», но сделку запретила ФАС. Сейчас Rambler развивает свой поиск, но в будущем не исключает партнерства, говорит его представитель. Прянишников отмечает, что Microsoft рассматривает варианты сотрудничества в России. Акции Yahoo! упали на 11%.