«Коммерсантъ» смотрит в небо


«Коммерсантъ» подписал предварительное соглашение с SPN Group о создании совместной компании, рассказал коммерческий директор «Коммерсанта» Павел Филенков. По его словам, «Коммерсантъ» получит контрольный пакет в новой компании (название ее пока не определено), оплатив его авиажурналами и деньгами, а SPN передаст в СП активы ЗАО «СПН медиа». СПН издает журналы Mobile, «5Колесо», Where, Rolling Stone, «Автопарк», а также бортовые издания авиакомпаний S7 («Сибирь»), ГТК «Россия», «Атлант-союз», аэропорта «Пулково». SPN не разглашает ни собственные финансовые показатели, ни показатели ИД.

«Коммерсантъ» интересуют именно бортовые журналы СПН, говорит Филенков. Сам «Коммерсантъ» издает журнал «Внуково» и My Way (распространяется на рейсах бизнес-класса из «Внуково»). О какой дополнительной сумме идет речь при оплате контрольного пакета в новой компании, Филенков уточнить отказался.

Основной владелец и председатель совета директоров SPN Group Валерий Шилков говорит, что соглашение с «Коммерсантом» только обсуждается и о деталях говорить рано.

Два сотрудника СПН рассказали «Ведомостям», что у ИД сложное финансовое положение и задержки по выплате зарплаты, которая была значительно сокращена в начале года. Лишь недавно сотрудники получили зарплату за март, говорят собеседники «Ведомостей». Шилков не стал комментировать наличие задержек зарплаты в ИД и сообщил, что возможное сотрудничество с «Коммерсантом» никак не связано с поиском денежных средств.

Издатели бортовых журналов выплачивают авиакомпаниям роялти, обязуются размещать в изданиях необходимую для авиакомпаний информацию, а зарабатывают на продаже рекламы. «Для авиакомпании это не бизнес, а средство коммуникации с пассажирами», – говорит Шилков. Зато выпуск бортовых журналов, по словам Филенкова, – выгодный бизнес для издателей, поскольку такие СМИ имеют гарантированное распространение среди пассажиров. К примеру, за первые пять месяцев этого года S7 перевезла 1,4 млн пассажиров, «Атлант-союз» – 0,2 млн, ГТК «Россия» – 0,9 млн, пассажиропоток во «Внуково» составил 2,5 млн человек, в «Пулково» – 2 млн (данные Транспортной клиринговой палаты). Всего в России, по словам Филенкова, издается около десятка бортовых журналов, которые в 2008 г. заработали на рекламе около $10 млн. Число таких журналов остается примерно одинаковым на протяжении уже нескольких лет, говорит гендиректор агентства Art Galaxy Руслан Ахмедов, но доходы их растут. «Авиапассажиры – очень интересная рекламодателям категория: активная и состоятельная», – говорит он.