Редкие встречи

Большинство ресторанов и кафе этим летом потеряло от 15% до 40% оборота. Петербуржцы стали экономнее, да и туристов поубавилось

На диете. 19,6

млрд руб. – оборот общественного питания Петербурга в первом полугодии, по данным Петростата

В июне оборот общественного питания упал на 19,3% к июню прошлого года до 3,5 млрд руб. Это на 7,5% больше, чем в мае. А с января по июнь снижение – 15,3%, сообщает Петростат. В первом полугодии 2008 г. рынок вырос на 20% в реальном выражении.

Снизилась покупательная способность гостей, объясняет падение Валерия Силина, директор по PR «Росинтер ресторантс холдинга» (15 ресторанов и кафе в Петербурге). В июне оборот снизился на 7% по сравнению с прошлым годом, в июле – на 10%, а посетителей стало на 20% меньше, говорит гендиректор компании «Свои в городе» («Строганов стейк хаус», «Русская рюмочная») Леонид Гарбар.

Сезонное снижение оборота гендиректор сети кафетериев «Мiкс» Денис Радзимовский оценивает в 30–40%, хотя средний чек в кафетериях, как и раньше, 150 руб.: «Встречи в кафе теперь назначают реже». По его оценке, точки в торговых комплексах спальных районов потеряли большую часть арендаторов и посетителей – поток гостей сократился до 50%, в дорогих ресторанах оборот мог снизиться на 30–40%, в среднем сегменте мог даже увеличиться.

Падает спрос на демократичный сегмент, а посещение дорогого ресторана – это вопрос статуса, отмечает представитель Ginza Project. Впрочем, концепцию ресторана «Царь», рассчитанного на туристов, холдинг дополнил проведением банкетов. Туристов стало меньше, подтверждает Гарбар. Фастфуд снизился на 10–20%, рестораны – на 30%, сказываются отпускной сезон, укороченная рабочая неделя и кризис в Европе, объясняет исполнительный директор Restcon Андрей Петраков.

А оборот сети «Евразия» за последние два месяца вырос на 4%, утверждает президент холдинга «Евразия» Алексей Фурсов. В начале года средний чек упал на 10–15%, а летом посетителей стало больше на 10%, говорит он. В июле «Евразия» открыла семь новых суши-баров, к концу года их число планируется увеличить с 86 до 100, добавляет Фурсов. Ставки аренды упали в четыре раза, доволен он. Легче стало открывать новые заведения, но зарабатывать сложнее, согласен Радзимовский. В этом году его сеть открыла четыре новых кафетерия, планы до конца года – еще девять. Ginza открыла рестораны «На речке» и «Волга-Волга», а Гарбар – ресторан «Кларет». В 1998 г. кризис был глубже – пострадала треть заведений, но уже через год рынок стал восстанавливаться, а возвращение к показателям прошлого года произойдет не раньше 2011 г., прогнозирует Петраков.