Старые в цене

Из-за роста таможенных пошлин ввоз подержанных иномарок на юге упал в разы. Но в кризис спрос на них стабильно растет

За январь – июль через посты Южного таможенного управления (ЮТУ) физлица ввезли 3700 подержанных легковых иномарок – в 6 раз меньше, чем за эти месяцы годом ранее, организации – в 1,7 раза меньше (8700 авто), рассказал руководитель пресс-службы ЮТУ Евгений Некрасов. Таможенные поступления упали не столь значительно: частники заплатили 715 млн руб. (в 3,6 раза меньше), организации – 459 млн руб. (в 5 раз) – сказалось повышение пошлин (с 12 января на машины 1–5 лет – на 5 п. п до 30%, максимальный тариф на 1 куб. см объема двигателя увеличен с 3,2 евро до 5,8 евро), отмечает он.

Однако у автодилеров с кризисом вырос интерес к авто с пробегом. В июне группа «ААА моторс» открыла для них отдельную площадку возле автоцентров Audi и Lexus, а группа «Гедон» теперь продает их в отдельном автоцентре вместо открытой площадки. Ни одна компания, торгующая авто с пробегом, уже не рассчитывает на импортные: в среднем ввезенные иномарки сейчас стоят на 25% дороже, чем машины такого же возраста с пробегом по России, утверждает руководитель отдела продаж «Автотрейд – ААА моторс» Александр Коваленко. У внутреннего рынка подержанных авто большой потенциал, «Гедон» планирует минимум вдвое увеличить продажи к концу года, рассказал представитель компании Александр Петрушин. «За семь месяцев этого года продажи б/у автомобилей у нас выросли на 18%, в среднем в месяц продается 20–30 машин», – говорит руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом автосалонов «Модус» в Ростове Илья Савенков. По прогнозам директора «Автостата» Сергея Целикова, в 2009–2010 гг., соотношение первичного и вторичного рынков в России сместится в пользу последнего – на один новый автомобиль будет продаваться два-три с пробегом. По оценке «Автостата», в 2008 г. в России на вторичном рынке было продано примерно 4,75 млн легковых автомобилей – в 1,7 раза больше, чем на первичном, а парк подержанных иномарок составлял на начало года 12 млн машин.

В среднем автомобиль меняют каждые 2–2,5 года, когда машины премиум-сегмента теряют в цене примерно 40%, а среднеценового – 25%, говорит директор «Автотрейд – ААА моторс» Артур Ханджян.

Действие пошлин продлится еще два года и раньше этого говорить о восстановлении импорта в прежнем объеме не приходится, рассуждает Ханджян. А по мнению замдиректора «Автостата» Сергея Удалова, спрос на импорт больше не восстановится и пошлины не снизят: не для того в России запускали сборочные производства мировых автоконцернов.