Торговые автоматы вместо игровых

Торговые сети начинают занимать помещения казино и залов игровых автоматов. Если бы владельцы этих помещений забыли о высоких арендных ставках, процесс шел бы быстрее

Возможность размещения магазинов на площадях бывших залов игровых автоматов «Джек-пот» сейчас изучает компания «Экспресс-ритейл», развивающая сеть магазинов у дома «Перекресток экспресс» (43 точки). Об этом «Ведомостям» рассказал совладелец торговой сети Валерий Тараканов. «Мы уже передали «Экспресс-ритейлу» перечень адресов, в которых располагались наши залы. Теперь компания должна рассмотреть документы, выяснить, какие точки наиболее подходящие для магазинов», – говорит председатель совета директоров компании «Джек-пот» Герман Гогличидзе (ему также принадлежит 30% «Экспресс-ритейла»). На начало января 2008 г. сеть «Джек-пот» насчитывала более 500 точек площадью от 200 до 5000 кв. м, из них более 100 в Москве. Единого собственника у помещений «Джек-пота» не было, говорит Тараканов, поэтому приходится договариваться с собственниками каждого помещения. «Сейчас мы ведем переговоры по пяти объектам в Москве», – сказал Тараканов. Основное препятствие в переговорах он видит в том, что у собственников слишком высокие ожидания в отношении платы за аренду. К примеру, если оператор залов игровых автоматов мог платить 4000 руб. за 1 кв. м в месяц, то для торговой сети приемлемый уровень – 1000 руб. за 1 кв. м в месяц.

По словам директора отдела торговой недвижимости компании Knight Frank Юлии Дальновой, много потенциальных арендаторов интересуются такой недвижимостью, но сейчас сдаются единичные объекты. Еще весной, зная, что закон об игорном бизнесе вступит в силу с 1 июля, арендаторы проявляли к таким помещениям повышенный интерес и надеялись, что ставка аренды снизится вместе с рынком. Однако этого не произошло. Игорные салоны предлагали арендодателям максимально высокую ставку. Например, сейчас сдается помещение клуба «Вулкан» (500 кв. м на Варшавском шоссе), ставка аренды – $1500 за 1 кв. м в год. Продуктовые сети с удовольствием взяли бы это помещение в аренду, но они готовы платить не более $500 за 1 кв. м.

Директор департамента недвижимости компании Colliers International Татьяна Ключинская говорит, что потенциальными арендаторами залов игровых автоматов могут быть сетевые аптеки, ювелирные магазины, салоны сотовой связи. Помещения побольше, где находились казино, по техническим характеристикам подходят для продуктовых, одежных и парфюмерных сетей. По ее словам, сейчас Сolliers International работает с несколькими собственниками помещений, где ранее располагались казино, в частности на улицах Тверская и Новый Арбат. «Мы считаем, что они могут быть интересны в первую очередь операторам ресторанного бизнеса. Но пока конкретных претендентов на эти площади нет», – говорит Ключинская. Проблема, по ее словам, опять-таки упирается в слишком высокую стоимость аренды.

По информации Ключинской, сейчас на реконструкции находится помещение на Волгоградском проспекте, где ранее располагалось казино «Кристалл», и переговоры об аренде этих площадей ведут сеть «Алые паруса» и салоны одежды.

Ведущий консультант «Магазина магазинов» Диана Зазнобина говорит, что ее компания также подыскивает арендаторов на площади нескольких столичных казино и залов игровых автоматов. Так, в ТЦ «Атриум» на месте казино «Миллион» может появиться сеть одежных универсамов, с которой «Магазин магазинов» обсуждает условия аренды. Помещениями нескольких игровых залов на Смоленской площади заинтересовались операторы ресторанного рынка и одежная сеть.

«Наши магазины заняли в Москве две точки бывших игровых клубов «Вулкан», – говорит управляющий партнер сетей «Гастрономъ» и «Продэко» Дмитрий Потапенко. Однако он сомневается, что продуктовые торговые сети будут массово арендовать помещения казино и игорных залов. «Причина тому не столько высокая аренда, сколько техническое несоответствие этих помещений стандартам продуктовых магазинов», – говорит Потапенко. К примеру, продуктовый магазин обязательно должен иметь два входа – для покупателей и для подъезда грузовых машин с продуктами. Кроме того, электрическая мощность даже небольшого магазина должна быть не менее 75 кВт, в то время как у большинства игорных залов она не достигала и 70 кВт. Наконец, коммуникации помещений игорных залов не приспособлены для размещения оборудования магазинов.