Прыгнули до пяти звезд

Шквал претензий, который обрушили английские критики на оперу и балет Мариинского театра, сменился столь же единодушным восторгом, как только репертуар вошел в привычные берега «Лебединого озера»
М.Логвинов

Дайте Мариинскому белый пачечный балет – и происходит что-то колдовское». Стартовая фраза рецензии на «Лебединое озеро» в The Times, над которой красуются четыре рейтинговые звездочки, доказывает, что даже консервативные англичане меняют свои взгляды. Тот же спектакль петербуржцы привозили в Лондон всего четыре года назад. Тогда газеты язвили над классической постановкой Константина Сергеева, находя ее поверхностной и не раскрывающей ни характеров персонажей, ни музыки. На этот раз лишь The Independent мимоходом отметила, что эта версия спектакля «блестяща, но недостаточно драматически задевающа». Остальные предпочли гимнический стиль. The Evening Standard утверждает, что Мариинку «мы судим по более жестким стандартам, чем остальные труппы». Тем не менее «хит Чайковского – это то, за что мы преклоняемся перед петербургской труппой».

Разительно изменился портрет Ульяны Лопаткиной. Еще недавно «эмоционально бедная» и выражающая «горделивое безразличие по отношению ко всем», теперь она превратилась в «гипнотическую и непознаваемую» (The Times), чья «безмятежность завораживает» (The Evening Standard). Балеринское развитие Лопаткиной в «Лебедином озере» прошло на глазах английских критиков – она танцевала этот спектакль в Лондоне на разных этапах карьеры, и The Independent находит, что ей удалось избавиться от «чрезвычайной манерности», а The Guardian подробно описывает не только как изменилось выражение ее лица, но и углы арабеска.

По традиции львиная доля комплиментов досталась безупречному лебединому кордебалету, выглядевшему «как единое тело с единым дыханием, в котором каждая с превосходно вылепленными линиями» (Дебра Крейн в The Times). Энтузиазма критиков хватило, чтобы отметить исполнителей па-де-труа, Андрея Иванова – Шута, Илью Кузнецова – Ротбарта, Данилу Корсунцева – Зигфрида.

Рецензии на вечер Баланчина превратились в бухгалтерскую книгу достижений мариинскиx солистов – такую возможность дала программа, составленная из «Серенады», «Рубинов» и Симфонии до мажор. Мнения критиков разошлись лишь в том, кому отдать пальму первенства: «гранд-даме» труппы Ульяне Лопаткиной, звездам в расцвете сил Виктории Терешкиной, Екатерине Кондауровой или многообещающим Евгении Образцовой, Елене Евсеевой, Ирине Голуб, Владимиру Шклярову, Филиппу Степину? Но они оказались едины в главном. «Мариинский всегда представляет Баланчина с собственным русским акцентом», – отмечает The Guardian. Однако в этом, по мнению газеты, не проблема, а достоинство постановки: «Петербургские танцовщики поняли, как никто другой, внутреннюю логику хореографии».

С этим солидарен и старейшина английских критиков Кремент Крисп из Financial Times: «Мариинские танцовщики чувствуют Баланчина и находят в его хореографии идеи, которым отвечают счастливым мастерством». А The Evening Standard впервые на нынешних гастролях просто не поскупилась на пять звездочек в рейтинге.