Ценности: Сила неверия


Милиционер, который рассказывал мне посреди шумного перекрестка о том, во что он верит, был ясен и последователен (см. колонку «Символ веры» в приложении «Пятница»). Он объяснил, что работать на общее благо – т. е. в данном случае контролировать соблюдение правил движения – не может, потому что слишком много тех, кого нельзя наказывать. Он видит, как ведут себя обладатели различных охранных грамот, видит, на каких машинах они ездят, знает о них много благодаря приятелям из МВД. При этом он видит мир в категориях добра и зла и не считает, что испорчен злом, исходящим от «слуг государевых». Поэтому ему важно занять морально защищенную позицию.

Эта позиция такова: нужно хорошо обеспечивать свою семью и помогать таким же, как он. Такие же, как он, – это другие милиционеры, военные, сотрудники спецслужб: средние, а не высшие чины. Обеспечить семью он может, зарабатывая на тех, на ком не позорно и не страшно зарабатывать, применяя к ним закон как инструмент давления. Милиционер (силовик, чиновник) становится строгим законником для тех, кто и не «на номерах», и не «служит», т. е. находится вне системы. Силовики и чиновники, которые в идеальном мире должны были бы быть слугами закона, не верят в закон как в общее правило, т. е. такое, которое применимо ко всем. Они слишком хорошо знают, что живут в неидеальном мире. То, что мы со стороны называем «коррупция», для них – морально оправданное, единственно возможное поведение.

А что же те, кто является для них источником заработка? Это «все остальные», которые умеют зарабатывать и являются идеальным уловом для служилых людей. Они тоже не верят в закон как в общее, применимое для всех правило. Это представители другой системы ценностей, являющейся, впрочем, другой формой неверия. Это тоже скептики, только мыслящие более независимо. Они просто махнули рукой на страну как на место, где общее благо кому-то интересно. Поэтому они зарабатывают как могут и стремятся обеспечить свое будущее где-нибудь за пределами этих границ. Они тоже видят мир в категориях добра и зла и не считают, что испорчены злом, царящим здесь. Психология «вахтового метода» (заработал, уехал) для них тоже морально оправданное, единственно возможное поведение.

Но нет, не единственное, поскольку возможности зарабатывать скоро будут исчерпаны. Нынешний экономический спад в России, один из самых глубоких в мире, может, и был спровоцирован кризисом мировой экономики. Но его истинная причина – собственное неверие в возможность развития. Вера в возможность превращения сегодняшнего «неидеального» мира в «идеальный» – самый главный источник экономического роста. Все остальные являются производными от него. Носители разных форм неверия – и чиновники, зарабатывающие на тех, кто вне системы, и те, на ком зарабатывают, – мешают восстановлению экономики. Помогают ему те, у кого еще есть благотворные иллюзии, вера в то, что можно что-то изменить.