4 года до 200 лет

Заканчивается фестиваль Вагнера в Байройте. В этом году он привлек внимание не премьерами, а дебютом новых руководителей – единокровных сестер Евы Вагнер-Паскье и Катарины Вагнер

Завтра «Фестшпильхаус» опустит занавес. Одновременно отпразднует юбилей (90 лет) внук Рихарда Вольфганг Вагнер. Бывший интендант руководил 57 лет – рекорд! Однако на рубеже веков байройтский Вотан устал. Взирая с Зеленого холма на смену театральных эпох и поколений, он уже стал ритуальной фигурой. Вагнерианцы, погружаясь в миф, благоговейно спали на спектаклях. Закат богов в Байройте был очевиден, и все ждали, когда придет новое человечество – мечта Рихарда Вагнера.

2009 год стал первым годом правления дочерей Вольфганга от двух браков. Что же принесли на холм правнучки Рихарда? Перемены заметны, причем не только косметические (современный облик пресс-бюро, замена неподъемных общих буклетов фестиваля отдельными на каждый спектакль и др.). Ощущается новая атмосфера, степень открытости Байройта. Сестры Вагнер (до совместной работы они никогда не общались) ставят цель завоевать публику XXI в., что требует демократических взглядов и ходов. Отсюда проект «Рихард Вагнер для детей», в рамках которого на репетиционной сцене идет адаптированный «Летучий голландец»: он рассчитан на детей от шести до 10 лет. Инновации для взрослых дают сегодняшние технологии. Благодаря поддержке фирмы Siemens 2000 человек бесплатно смотрят на фестивальной площадке (огромный экран, 90 кв. м) трансляцию «Тристана и Изольды» из «Фестшпильхауса» (режиссер Кристоф Марталер). К ним прибавляются пользователи интернета (за 14,9 евро). И все же главного – театральных событий придется подождать.

Постановка «Нюрнбергских майстерзингеров», осуществленная Катариной Вагнер, полемична. Игра мускулами и остраняющими знаками (галерея шаржированных немецких мастеров в масках во главе с Рихардом), грубоватая ирония по отношению к священным коровам (например, спектаклям своего отца) сменили привычную установку Байройта. Но современное наглядное пособие, развенчав хрестоматийный Нюрнберг, оказалось уязвимым: протест назойлив. Гораздо интереснее «Парсифаль» норвежца Стефана Херхайма (2008, возобновление, дирижер Даниеле Гатти). Изощренная сценическая партитура погружена в сны культуры. Результат – странствие по истории Германии длиною в век (с конца XIX в.), разыгранное в декорациях виллы Вагнера «Ванфрид» в Байройте.

Испытательный год сестер Вагнер окончен. Грядет 2013-й – 200-летие Вагнера. Будут ли в его священной роще ветры перемен? Объявлены проекты «Лоэнгрин» (2010) в постановке вечно юного бузотера режиссерского театра Ханса Нойенфельса и восходящей звезды, латвийского дирижера Андриса Нельсонса, «Тангейзер» (2011) и «Летучий голландец» (2012) под управлением Томаса Хенгельброка и Кристиана Тилемана. Наконец, в юбилейном 2013-м предстоит интригующее «Кольцо» с Кириллом Петренко (режиссер пока не назван).

Смогут ли валькирии свершить то, что не удалось отцу?.