Дешевое в моде

В кризис россияне стали покупать недорогие автомобили. Тенденция продолжится в ближайшие пять лет, прогнозирует KPMG
С.Портер

KPMG провела опрос топ-менеджеров автоконцернов и их дилеров по всему миру. Три четверти из них уверены, что смещение спроса в сторону доступных автомобилей сохранится в течение следующих пяти лет. Это, по мнению опрошенных, приведет к снижению лояльности покупателей к известным брендам, поскольку те будут уделять больше внимания цене автомобилей.

Кризис снизил и покупательную способность россиян, и доступность автокредитов, говорит директор аудита автомобильных компаний PricewaterhouseCoopers Андрей Комаров. Если в 2008 г., по данным «Автостата», в кредит было продано 46% автомобилей, то в январе этого – 11%. Пострадали в первую очередь продажи автомобилей среднего класса, поскольку именно эти машины в основном и брали в кредит, отмечает Комаров. «До кризиса россияне, беря автокредит, часто покупали машины на ступень выше тех, что могли себе позволить. Сейчас этого не происходит, и они вынуждены обращать внимание на более доступные автомобили», – соглашается директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов.

Изменение спроса уже фиксируется статистикой: в десятке самых продаваемых машин, по данным АЕБ, бюджетным машинам в июле достались восемь позиций, в то время как в январе – лишь шесть (подробнее см. врез). А доля самого продаваемого бюджетного автомобиля – Lada – за семь месяцев этого года выросла с 24,9% до 28%.

Производители тоже ждут, что в ближайшие несколько лет рынок будет расти в основном за счет недорогих моделей. Некоторые компании, например узбекская GM-Daewoo, уже представили более дешевые антикризисные комплектации своих моделей. «Мы изначально заходили на рынок с Logan, понимая, что сегмент доступных автомобилей в России самый интересный, – говорит представитель Renault, – а в начале следующего года на «Автофрамосе» будет запущена вторая очередь завода на 80 000 машин в год, где будет производиться еще одна модель того же класса, что и Logan, – хетчбэк Sandero». GM делает ставку на бренд Chevrolet – ее завод в Санкт-Петербурге помимо Lacetti скоро начнет выпуск еще одной модели класса C – Cruze, говорит представитель GM. Volkswagen в ноябре этого года выводит на рынок новый Polo, а в следующем году начнет производство в Калуге нового бюджетного седана, разработанного специально для России. В 2011 г. компания планирует начать собирать Volkswagen Up! класса A.

Для более дорогого сегмента спад спроса стал очевиднее, и производители фокусируются на производстве более дешевых автомобилей, одновременно сокращая выпуск дорогих машин, отмечает партнер KPMG Лидия Петрашова. Стабильный спрос в дешевом сегменте, по ее расчетам, сохранится еще два-три года. А в 2011–2012 гг. число выдаваемых автокредитов достигнет докризисного уровня и это станет драйвером роста машин более дорогих сегментов, прогнозирует Комаров.