Шесть и шесть

66-й Венецианский кинофестиваль патриотично откроется завтра «Баарией» итальянца Джузеппе Торнаторе. Но в основном конкурсе больше всего американских фильмов. И впервые за последние несколько лет нет российских

Внимание венецианской Мостры к Америке – не конформизм, а признание очевидного факта: сегодня эта кинематография не только крупнейшая в мире, но и одна из самых интересных и разнообразных. Год назад именно сборная США показала в Венеции лучшую программу и увезла главный приз: «Золотой лев» достался «Рестлеру» Дэррена Аронофски. В этот раз в основном конкурсе шесть американских картин, и даже те из них, что сняты иностранцами, имеют полное право считать своей исторической родиной США: это «Дорога» австралийца Джона Хиллкоута по роману Кормака Маккарти, автора «Старикам тут не место», и «Плохой лейтенант» немецкого мэтра Вернера Херцога – ремейк одноименного шедевра буйного ньюйоркера Абеля Феррары. Модная публика готовится встречать из Америки «Холостяка» – кинодебют кутюрье Тома Форда; социально активная – очередной памфлет Майкла Мура «Капитализм: история любви»; ценители саркастичной рефлексии – «Жизнь в военное время» Тодда Солондза; поклонники сатиры, замаскированной под низкие жанры, – «Выживание мертвецов» классика Джорджо Ромеро, верного раз и навсегда выбранной теме и фигурирующим в названии персонажам, которые уже больше сорока лет живее всех живых.

Анимация в венецианской программе еще недавно выглядела не менее странно, чем кино о мертвецах, но сегодня нормальным кажется и то и другое: прошлогодний фестиваль представил в конкурсе мультфильмы Хаяо Миядзаки и Мамору Осии, нынешний выписывает почетного «льва» команде передовой американской студии Pixar и учреждает специальный приз за лучший фильм, сделанный в формате 3D.

В чем президент фестиваля Марко Мюллер выказывает постоянство, так это в пристрастии к азиатскому кино. Фильмом закрытия объявлен китайский «Чэнду, я люблю тебя» Цуй Цзяня и Фрута Чана, а в конкурсе будут тайваньско-гонконгский «Принц слез», гонконгско-китайский «Инцидент» и «Тецуо: человек-пуля» японца Шиньи Цукамото, который верен персонажу по имени Тецуо почти как Ромеро своим мертвецам. Картину из Шри-Ланки с подозрительно конъюнктурным названием «Между двумя мирами» осторожно запишем по разряду неведомого.

Африка, довольно заметная в Венеции в прошлом году, представлена одним египетским фильмом, Ближний Восток – одним израильским, если не считать этнического турка из Германии Фатиха Акина с картиной «Кухня души» и иранской фотохудожницы Ширин Нешат, чей фильм «Женщины без мужчин» тоже имеет немецкую прописку.

Честь европейского кино на 66-й Мостре будут отстаивать в основном хозяева и именитые французы: Патрис Шеро привезет «Преследование» с Шарлоттой Гензбур, Жак Риветт – «36 видов с вершины Сен-Лу» с Джейн Биркин, а Клер Дени – «Белый материал» с Изабель Юппер. Еще в одном французском фильме – «Мистере Никто» Жако ван Дормаеля – играют англоязычные звезды Джаред Лето и Сара Полли. Италия помимо фильма открытия представит три картины, в том числе режиссерскую работу звезды сериала «Спрут» Микеле Плачидо «Великая мечта» и фильм Джузеппе Капотонди «Двойное время», в котором одну из главных ролей сыграла Ксения Раппопорт – наш человек в Венеции: петербургская актриса уже снималась в «Незнакомке» Торнаторе, а в прошлом году вела на Мостре церемонии открытия и закрытия.

Этим российское участие не ограничится. В конкурс «Горизонты» попали документальный фильм Александра Сокурова «Читаем блокадную книгу» и альманах о любви «Короткое замыкание», в котором отметились лидеры нашего режиссерского поколения 30–40-летних: Борис Хлебников, Петр Буслов, Алексей Герман-младший, Иван Вырыпаев и Кирилл Серебренников. Жаль, что самое содержательное высказывание этого фильма – надпись на стене «Оля – сиська» – утратит в переводе всю лирическую силу.

Из последних венецианских новостей: объявлены фильмы-сюрпризы. Вне конкурса покажут иранские «Зеленые дни» Ханы Махмальбаф – самой младшей (21 год) представительницы знаменитой кинематографической династии. В программу «Горизонты» добавлены картины Питера Гринуэя и Джо Данте. Британский мэтр покажет «Бракосочетание» – очередное упражнение по переводу истории искусства на язык кино, на этот раз на основе полотна Веронезе «Бракосочетание в Гане». Американец Джо Данте – укороченную до 280 минут версию своего культового семичасового фильма-ассамбляжа «Кинооргия» 1968 г. Третий сюрприз в секции «Горизонты» незамысловато называется «Великие режиссеры»: по мнению автора, живущей в Нью-Йорке гречанки Анджелы Исмаилос, к ним принадлежат Бернардо Бертолуччи, Лилиана Кавани, Стивен Фрирз, Тодд Хейнс, Дэвид Линч, Ричард Линклейтер, Кен Лоуч, Джон Сэйлз, Аньес Варда и почему-то порнограф-феминистка Катрин Брейя, в которой величия примерно как в надписи «Оля – сиська». И даже скандальности вряд ли больше.