Новая попытка

Новый президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров вчера запустил конвейер завода и объявил о подготовке антикризисной программы. Он надеется, что завод закончит год без убытка от продаж
О. Антонов

«АвтоВАЗ»

Крупнейший в России производитель автомобилей. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Российские технологии» (25,1%), Renault (25%). Выручка (РСБУ, 1-е полугодие 2009 г.) – 40,2 млрд руб., чистый убыток – 16,9 млрд руб.

Конвейер «АвтоВАЗ» остановил 3 августа – чтобы снизить запасы готовой продукции. На тот момент на складах завода скопилось около 86 000 машин, теперь запасы уменьшились до 58 000, рассказал Комаров. Правда, в августе компания снизила продажи к июлю на 13,6% до 28 000 машин. В сентябре «АвтоВАЗ» выпустит 31 671 автомобиль, из которых 2295 будут поставлены на экспорт, сообщил он.

На запуске конвейера Комаров рассказал, что «АвтоВАЗ» разрабатывает и согласовывает с чиновниками антикризисный план. Детали он не раскрыл, отметив, что задача – «обеспечить операционную безубыточность предприятия». В этом случае «АвтоВАЗ» сможет попросить у государства помощи, подчеркнул Комаров.

Антикризисные меры позволили снизить точку безубыточности с 800 000 до 600 000 автомобилей в год, рассказывал вице-президент «АвтоВАЗа» Олег Лобанов. Теперь задача – сработать без убытка при производстве около 330 000 машин в 2009 г., говорит сотрудник акционера «АвтоВАЗа», для этого потребуется «кардинальное сокращение издержек». Как это будет достигнуто, он не раскрыл.

Компании придется увольнять людей, именно это и обсуждает «АвтоВАЗ» с властями, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к компании. Временно освобожденные и уволенные сотрудники должны получать компенсации из бюджета, для них должны быть подготовлены специальные программы.

Речи о масштабных сокращениях не идет, просто «АвтоВАЗ» будет постепенно снижать численность персонала за счет естественной убыли – увольнений, ухода на пенсию, сказал руководитель профсоюза Николай Карагин. Он заверил, что профсоюз против сокращений.

Помочь «АвтоВАЗу» должна реорганизация производства и системы сбыта. Lada Priora будет собираться шесть дней в неделю, Lada 4x4 – пять дней, рассказал Карагин. Именно эти модели сейчас пользуются наибольшим спросом: продажи Priora в июле 2009 г. выросли на 25,9%, Lada 4x4 – на 8,7% по сравнению с июнем. «АвтоВАЗ» оптимизирует и работу сбытовой сети, компания будет больше ориентироваться на запросы потребителей и дилеров, заявил Комаров. Фактически это означает отказ от системы квот дилерам и поставки им не пользующихся спросом моделей, говорит источник, близкий к «АвтоВАЗу». Ранее представители нескольких дилеров рассказывали «Ведомостям», что отказ от квот позволил бы увеличить сбыт машин «АвтоВАЗа» до 30%. С этим согласен аналитик «Атона» Михаил Пак.

«АвтоВАЗ» сработает без убытка, если снизит на 30% административные расходы и на 10% – цену комплектующих, а также сумеет продать за год 400 000 автомобилей, подсчитал Пак. Для этого последние четыре месяца компании нужно продавать по 40 000 машин – на треть больше, чем в среднем в этом году.