Упаковка для кредитов

Банки скоро смогут секьюритизировать не только ипотеку, но и потребительские и автокредиты, а также платежи по кредитным картам. Законопроекты об этом внесло в Госдуму правительство
Д. Гришкин

Правительство вчера внесло в Госдуму подготовленные ФСФР законопроекты «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств» и «Об изменениях в некоторые законодательные акты в части регулирования секьюритизации финансовых активов». Они позволяют российским компаниям секьюритизировать финансовые активы и закладывать права по денежным обязательствам и банковским вкладам.

Под секьюритизацией понимается финансирование или рефинансирование активов юрлиц, приносящих доход, посредством их преобразования в торгуемую форму через выпуск ценных бумаг.

Законопроекты создают в России правовое поле для секьюритизации активов помимо ипотечных кредитов: авто- и потребительских кредитов, платежей по кредитным картам, говорит управляющий партнер «Линии права» Дмитрий Глазунов. Это даст банкам новые инструменты для рефинансирования, которые помогут им очистить балансы от выданных кредитов и привлечь капитал для новых.

Сейчас банки могут секьюритизировать такие кредиты только за рубежом, создавая специальные компании, которые выпускали ценные бумаги. Например, Московский банк реконструкции и развития (МБРР) в феврале 2008 г. провел секьюритизацию автокредитов почти на $200 млн, переуступив этот долг люксембургской Russian Securitisation Platform SA.

В России такие компании будут называться «специализированное финансовое общество» (СФО). Согласно законопроекту оно создается для привлечения денежных средств физлиц и юрлиц посредством эмиссии облигаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом денежных требований и ценных бумаг, принадлежащих обществу.

В проекте описаны механизмы создания СФО; механизмы обособления секьюритизируемых активов от иных активов банков; механизмы защиты СФО от банкротства, а денежных потоков – от притязаний третьих лиц и проч.

Рынок несколько лет ждет закона, позволяющего выпускать обеспеченные облигации, говорит начальник управления секьюритизации активов МБРР Максим Короткин: «Мы надеемся на скорейшее его принятие и поддержку ЦБ – включения таких бумаг в ломбардный список по аналогии с ипотечными ценными бумагами. Это помогло бы банкам в части ликвидности и стимулировало бы дальнейшее кредитование физлиц».

После принятия закона о секьюритизации пройдет год-два, пока рынок к нему привыкнет, рассуждает Глазунов: «Но потенциально это большой рынок, который сейчас находится за рубежом». При поддержке ЦБ инструмент был бы очень востребован, особенно это касается рублевых кредитов, говорит Короткин.

Публичных сделок по секьюритизации российских активов за рубежом не было с сентября 2008 г., сказал аналитик «Ренессанс капитала» Максим Раскоснов: «У иностранных инвесторов так и не возник массовый спрос на данный класс риска». До этого объем рынка можно было оценить до $5 млрд, отмечает он.

Представитель ФСФР от комментариев отказался.