Вектор


Не решились на опционы

Вчера наблюдательный совет Сбербанка должен был обсудить опционную программу для топ-менеджеров. Однако в последний момент вопрос с повестки заседания был снят. Сотрудники просто не успели подготовить материалы, объяснил источник в наблюдательном совете. А один из топ-менеджеров добавил, что программу надо привести с соответствие с рекомендациями Центробанка о материальном стимулировании банкиров, выпущенными в начале сентября. На 20 страницах ЦБ собрал последние данные о регулировании этой сферы в развитых странах. Разумеется, из-за кризиса тенденция в регулировании в последнее время была одна – закручивание гаек. Например, в США топ-менеджерам банков – получателей госпомощи опционы разрешены только при условии, что права на акции не переходят к ним полностью до возвращения госпомощи, а их стоимость должна быть не больше трети годовой зарплаты работника, говорится в письме ЦБ.

Видимо, менеджеры Сбербанка решили перестраховаться и еще раз проверить, не позволяют ли они себе лишнего. Ведь уже известно, что у членов наблюдательного совета по поводу опционов единства нет. Еще в 2007 г. возглавляющий совет председатель ЦБ Сергей Игнатьев говорил, что не считает идею опционов «полезной». Сейчас один из директоров тоже предлагал отказаться от опционов вовсе, говорит сотрудник банка. Впрочем, он оговаривается, что это не Игнатьев.

Завлекалка для пассажиров

С 17 сентября «Сибирь» снизила топливный сбор с 1000 до 300 руб. на внутренних рейсах продолжительностью менее двух часов, сообщила компания. В эту категорию попадает маршрут Москва – Сочи, рейсы из столицы в Самару, Волгоград и другие города европейской части страны. Размер топливных сборов на средних и дальних направлениях внутри России остался прежним – 1500 и 2000 руб. соответственно, указывается в сообщении, на международных рейсах сбор не взимается.

На первый взгляд решение неожиданное, ведь цена на авиакеросин растет – в сентябре в среднем по стране поднялась на 5%. Вдобавок топливозаправочные компании также взвинтили цены на свои услуги. Другие авиакомпании примеру «Сибири» следовать не собираются. Они уже снизили топливные сборы в конце прошлого – начале этого года («Трансаэро» его вообще отменила). Правда, топливный сбор напрямую никак не связан с ценой керосина, а в данном случае для «Сибири» это скорее всего инструмент привлечь пассажиров в низкий сезон. При стоимости билета у «Сибири» в тот же Сочи примерно 3000 руб. 700 руб. – заметная экономия.

Ресурс для «Связьинвеста»

В распоряжении государства скоро может оказаться немало лишних частот, пригодных для использования мобильными GSM-сетями. По крайней мере 20 лицензий на работу в дальневосточных и сибирских регионах может вернуть «Сумма телеком»: она выиграла их на конкурсе в 2007 г., но затем суд признал его результаты недействительными и, хотя это не влечет автоматического аннулирования лицензий, строить сети компания не стала. Такая же судьба может постигнуть еще нескольких победителей проведенных тогда конкурсов: ни Новая телефонная компания, ни «Скай линк», ни целый ряд более мелких компаний к строительству сетей еще даже не приступили, а сроки уже истекают.

Эта ситуация может оказаться на руку государственному «Связьинвесту», который разрабатывает стратегию, предусматривающую превращение в четвертого федерального сотового оператора. Частоты, оказавшиеся неиспользованными, наверняка будут выставлены на конкурс повторно. И «Связьинвест» вполне может выиграть этот конкурс. Опыт двухлетней давности доказывает: отдать победу в «правильные» руки совсем не сложно, главное – грамотно сформулировать критерии оценки конкурсных предложений.

За свой счет

Японская Toyota в IV квартале выделяет $1 млрд на маркетинговую поддержку сбыта в США, заявил вчера AP представитель Toyota, и это будет рекордный бюджет для компании. Спрос на машины в Штатах в этом году рос особенно сильно благодаря правительству, потратившему $3 млрд на субсидии американцам, готовым поменять старый и прожорливый автомобиль на новый и экономичный. Чем мощнее был двигатель сданной в утиль машины, тем выше была премия. Тратя эту премию, покупатели чаще всего – в 19,4% случаев – выбирали Toyota. Но теперь премиальные деньги кончились, и, пока другие автоконцерны умоляют о новых субсидиях, Toyota поддерживает энтузиазм покупателей за свой счет. General Motors, автомобили которой занимали второе место по популярности у получателей субсидии (17,6%), несмотря на тяжелое финансовое положение, также запустила грандиозную маркетинговую программу, включающую телерекламу с председателем совета директоров Эдвардом Уитэйкром в главной роли, а также новую программу гарантии, по которой покупатели могут вернуть машину в салон и получить деньги в течение 60 дней после покупки, если их что-нибудь разочарует. Эксперты уверены: маркетинговое соревнование за американского покупателя, просыпающегося от кризисной спячки, только начинается.