Виктор Клочай: «Выгоды от внедрения “Глонасс” колоссальны»

ГТЛК поставляет дорожно-эксплуатационным предприятиям отечественную технику нового поколения. Она снижает уровень воровства и не позволяет раздувать расходы
С.Портер

В конце прошлого года правительство выстрелило мощным залпом мер поддержки автопрома. Одной из них стало создание программы льготного лизинга дорожно-строительной техники – под нее было зарезервировано 40 млрд руб. на ближайшие три года, в том числе 10 млрд руб. в 2009 г. Оператором этой программы стала Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК). Она была создана еще в 2001 г. для организации лизинговых поставок аэропортового и аэронавигационного оборудования, но в начале 2009 г. управление ею было передано Минтрансу, ГТЛК получила новые функции, в том числе координации разработки новой дорожно-строительной техники. Вместе с этим ГТЛК получила и новое руководство – ее гендиректором в марте 2009 г. был назначен вице-губернатор Нижегородской области Виктор Клочай, выходец из «Северстали» и «Соллерса».

2000

генеральный директор Орско-Халиловского металлургического комбината

2001

генеральный директор Заволжского моторного завода

2002

назначен генеральным директором Ульяновского автомобильного завода

2005

1-й зампред правительства Нижегородской области

2009

назначен генеральным директором ГТЛК

Государственная транспортная лизинговая компания

Лизингодатель. выручка – 512, 1 млн руб. (РСБУ, 2008 Г.). чистый убыток – 14,9 млн руб. 100% акций – в госсобственности. Портфель действующих лизинговых проектов на конец 2008 г. – 2,85 млрд руб.

– Как вы возглавили ГТЛК и какие задачи перед вами поставили?

– Предложение возглавить компанию мне сделал министр транспорта в декабре 2008 г. вскоре после совещания в Набережных Челнах, которое проводил премьер-министр. Принятое тогда решение о мерах по техническому перевооружению дорожной отрасли путем организации закупок высокопроизводительной техники по льготному лизингу было абсолютно верным. Крупная государственная лизинговая компания должна стать эффективным антикризисным инструментом, с помощью которого деньги можно максимально быстро довести до товаропроизводителя. А это как раз и была одна из главных задач. Другая задача – локализация производства современной многофункциональной техники, в которой остро нуждается отечественное машиностроение.

– Почему именно перед лизинговой компанией поставили задачу совершенствования техники?

– Не просто перед лизинговой, а перед государственной лизинговой компанией. Я воспринял это как поручение, которое надлежит выполнить. Лично для меня эта задача понятна и интересна. Она подразумевает возможность технического перевооружения целого сегмента машиностроительной отрасли, освоение производства качественно новых конкурентоспособных продуктов. Тем более что опыт реализации подобных проектов у меня есть.

– В этом году в уставный капитал ГТЛК внесено 10 млрд руб. Начали их расходовать?

– Скорость реализации задуманного не столь высока, как хотелось бы. И это не от нас одних зависит. Решение о создании компании было принято в декабре 2008 г., а бюджетные деньги на наш счет поступили лишь 2 августа. Все это время мы без дела не сидели. Был сформирован вполне компетентный коллектив, подписаны соглашения о сотрудничестве с «Камазом», ЗиЛом, группой компаний ГАЗ, Союзом производителей строительно-дорожной техники. У нас уже есть актуальные технико-коммерческие предложения на поставку машин, соответствующих техническим требованиям, разработанным специалистами нашей компании. На начало сентября мы собрали заявки на 6,5 млрд руб. На 2,2 млрд руб. соответствующие пакеты документов полностью оформлены и одобрены работающим в рамках компании лизинговым советом. Недавно бурятской дорожной организации была передана в лизинг первая партия комбинированных дорожных машин на сумму около 40 млн руб. На подходе реализация десятков очередных проектов. По нашим расчетам, полный пакет заявок на 10 млрд руб. будет сформирован к исходу ноября. А до конца года мы планируем полностью реализовать согласованный график производства и закупок дорожной техники.

– Насколько адекватна эта сумма потребностям рынка?

– В начале года Федеральное дорожное агентство оценивало потребность дорожно-строительных компаний в поставках техники в 12 млрд руб. Если бы не кризис, то спрос был бы и выше. Но теперь сами дорожные организации вынуждены пересматривать свои планы. Поэтому есть все основания полагать, что 10 млрд руб. – вполне адекватная сумма. Разумеется, мы должны очень активно поработать. Но активно – не значит безрассудно. Мы должны постоянно иметь в виду три позиции: необходимость доведения в кратчайшие сроки средств до производителей, необходимость повышения уровня работы дорожно-эксплуатационных организаций путем снабжения их современной высокопроизводительной техникой, необходимость тщательно оценивать риски, связанные с выбором лизингополучателей. Вряд ли стоит иметь дело с теми, у кого никудышный менеджмент и явно катастрофическое финансовое положение. У нас разработан детальный план мероприятий до конца года. Сейчас основная часть сотрудников ГТЛК разъехалась в регионы с четкими поручениями по работе с конкретными дорожно-эксплуатационными предприятиями. Задача двуединая: с одной стороны, разъяснить возможным лизингополучателям преимущества программы льготного лизинга, помочь им оформить необходимые документы, а с другой – оценить перспективность и надежность потенциальных клиентов.

– Какие предприятия сейчас покупают технику – частные или государственные?

– Позитив в том, что государство не разделяет частные и государственные компании. Если частная компания выиграла конкурс и качественно обслуживает участок дороги, то какая разница? Если бы мы для нее делали 20–23% годового удорожания, то это всего-навсего значило бы, что частная компания будет из выделенных государством средств тратить меньше на дороги, а больше – на расчеты с государством и банками.

– Какую технику вы предлагаете в лизинг?

– Мы поставляем машины, которые производятся на территории России и соответствуют техническим требованиям Росавтодора. Речь идет прежде всего о многофункциональной и высокоэнерговооруженной дорожной технике, позволяющей повысить оперативность реагирования дорожных служб на изменение дорожной ситуации. По техзаданию, которое разработала наша компания, на нескольких предприятиях в кратчайшие сроки создана совершенно новая универсальная машина дорожного мастера. Она по функционалу заменяет три единицы техники, позволяет снизить издержки и совершенно по-иному организовать технологический процесс. До сих пор машиной дорожного мастера служит микроавтобус, в котором перемещается дорожная бригада с инструментами, отдельно едут автокран и грузовик. Что это значит? Пока дорожники трудятся, водители простаивают или отправляются на шабашку. Расходуется топливо на три машины, другие расходы идут.

Новая машина выйдет на линию вместо нынешних трех. Она объединяет функции и микроавтобуса (в ней полностью помещается бригада дорожников из пяти-шести человек, причем водитель теперь – полноценный член бригады), и крана, и грузовика. Помимо этого на борту находятся генератор-сварочный аппарат, компрессор, комплект гидравлического оборудования, краскопульт, фреза и другие необходимые инструменты.

– Кто изготавливает такую машину?

– На «Соллерсе» ее делают на базе машины Isuzu. Предприятия группы ГАЗ изготовляют «Дорожный мастер» на базе автомобиля «Валдай». Делают ее и на ЗиЛе. Намерены подключиться к производству другие предприятия.

Первая модель была сделана на «Соллерсе». Она получилась не совсем такой, как хотелось. Мы собрали дорожников, выслушали их замечания, наметили план по воплощению задуманного в металл. Работа пошла. Вскоре подключились другие заводы. Всего за 2,5 месяца практически с нуля был разработан и создан этот новый рыночный продукт.

– Когда эти машины будут запущены в серию?

– Хоть сегодня! Готовность к производству полная. Вопрос в том, чтобы окончательно сформировать портфель заказов. Чем мы сейчас интенсивно и занимаемся.

– Будете ли вы участвовать в разработке других подобных машин?

– Сегодня идет работа с одним из подразделений «Ростехнологий» по созданию комбинированной дорожной машины нового поколения на базе технических решений немецкой компании «Шмидт». Это универсальная машина с четырьмя сменными модулями. Такая комплектность позволяет эксплуатировать технику круглый год. Надеюсь, что ее прообраз мы увидим через месяц-полтора. Сейчас стоит задача повысить функциональность машины, ее надежность и качество, снизить нормы расходования материалов. Ведь сегодня, скажем, та же песчано-соляная смесь расходуется практически бесконтрольно. 100% техники, поставляемой по программе льготного лизинга на обслуживание дорог, будет оснащена системой «Глонасс/GPS» и необходимой системой датчиков. Контролировать можно будет перемещение машины и работу отдельных частей автомобиля, расход топлива и т. д. Электроника будет вести протокол выполнения работ. Мы тоже планируем получать эту информацию. Мы должны видеть, как эксплуатируется машина, как осуществляется сервис. Плюс мы должны видеть основные параметры работы двигателя и других систем. С помощью «Глонасс/GPS» и сети интернет это вполне возможно.

– То есть заодно поддерживаете и производителей приемников «Глонасс»? Это же наверняка повысит стоимость, а будет ли она использоваться – еще вопрос...

– Первоначально мы тоже опасались серьезного удорожания. Однако после совместной работы с заводами были найдены пути снижения издержек. Техника, оснащенная системой «Глонасс/GPS», будет поставляться по прежней прейскурантной цене, которая была у машин без таких датчиков.

Внедрение «Глонасс» на транспорте – одна из важнейших задач, решаемых сегодня Минтрансом. На некоторых дорожно-эксплуатационных предприятиях (ДЭП) она уже работает. Мы тут не с нуля начинаем. У нас есть подразделение, которое отвечает за техническое сопровождение лизинговых операций. Каждую единицу техники оно будет отслеживать, вести ее учет. Если мы будем видеть, что техника эксплуатируется не так, что-то не используется, мы будем иметь возможность влиять на ситуацию.

– Насколько дорожникам интересно покупать такие машины?

– Тем, кто думает прежде всего о качестве и эффективности труда, безусловно, интересно. Не случайно все частные дорожно-эксплуатационные предприятия заинтересованы в получении новой техники, оборудованной «Глонасс». Контроль за техникой снижает расходы.

К сожалению, есть и другой подход, привычка работать по-старому. К тому же новая техника не дает возможности в рабочее время на служебном автобусе к теще на блины заехать или автокраном на соседский гараж перекрытие установить. Опять же водители трех машин прежде могли в рабочее время покурить или полевачить. А теперь водитель (напомню – один, а не три) становится полноценным членом бригады. Энерговооруженность и техническая оснащенность «Дорожного мастера» такова, что водитель в состоянии самостоятельно полностью развернуть машину, подключить все механизмы и агрегаты, управлять краном. Ему некогда спать за рулем или ехать налево.

Выгоды от внедрения систем «Глонасс/GPS» на транспорте колоссальны. Есть, к примеру, одна сеть супермаркетов – они по ночам развозят товар по магазинам. Внедрение системы позволило в первый же месяц получить 30% экономии.

Когда мы начинали контакты с заводами и дорожно-эксплуатационными организациями по поводу «Глонасс», я полагал, что речь идет в первую очередь о колесной технике. Но как-то на семинаре на меня произвело впечатление выступление разработчика одного из проектов. Он сказал: вот мы установили на трех асфальтовых катках систему «Глонасс» и получили экономию 95% топлива. Конечно, не всем понравится, что система исключает возможность левых поездок, сливов топлива, непонятных поломок.

– Если все машины сделаны в соответствии с едиными требованиями, то кто определяет, машины какого именно автозавода будут закупаться?

– По мнению министерства и федерального агентства, мы должны ориентироваться на тех, кто делает лучшую технику. Пусть она будет несколько дороже, но она дает лучшие результаты по качеству работ, снижению издержек и проч. Безусловно, должна быть альтернатива. Скажем, по «Дорожному мастеру» у нас будет минимум пять заводов-производителей. Но мы уже столкнулись с проблемой, когда ДЭПы обозначают в заявках предприятия-производители, которые и заводами-то как таковыми не являются. Это некие производственные площади, где переоборудуют купленные шасси. В силу каких интересов ДЭПы заявляют такие предприятия, нам неизвестно. Мы против такого подхода. Мы говорим: вот есть пять-шесть предприятий, производящих современную надежную технику, это хорошая альтернатива, выбирайте. В любом случае решение принимает лизингополучатель. Если он хочет машину, которую смастерили, как говорится, на коленке в каком-то гараже, – пожалуйста, но это без нас.

– Какова стоимость льготного лизинга?

– Всю дорожную технику мы передаем в лизинг на пять лет, реальная ставка годового удорожания получается 4,05%. В сегодняшних условиях никто, кроме нас, таких условий не дает. Конечный процент получается 8,5%, но туда входят налог на имущество, НДС, страховой взнос – то, что предприятие-лизингополучатель будет платить, даже если техника упадет к нему с неба. При этом у дорожных предприятий нет необходимости вносить авансовый платеж, обременять себя дополнительными залоговыми обязательствами.

– Коммерческий лизинг развивать планируете?

– Да, хотя условия там будут не такие привлекательные, как в льготной программе. Но уже сегодня мы привлекаем кредиты на ряд коммерческих проектов в транспортной сфере. Через лизинг мы намерены способствовать развитию и отечественного авиационного комплекса, судостроения, железнодорожного транспорта.

– Сохранится ли дальнейшее финансирование?

– По плану нам предполагалось в 2010 г. выделить 15 млрд руб. Как будут реализованы эти планы, пока сказать трудно. Мы видим, какие сложности сегодня есть с наполнением доходной части государственного бюджета.

– А на каких условиях привлекаете деньги у банков?

– Мы только делаем первые шаги в этом направлении, и я бы не хотел детально обсуждать сейчас эту тему, тем более что это будет некорректно по отношению к банкам и другим финансовым институтам, с которыми мы начали работать. У нас есть свое видение движения по этому пути, есть свои, как мне кажется убедительные, аргументы. Мы ищем и находим возможности получать деньги по приемлемой для нас ставке.

Клочай об альтернативах ГТЛК

«В любом случае решение принимает лизингополучатель. Если он хочет машину, которую смастерили, как говорится, на коленке в каком-то гараже – пожалуйста, но это без нас», – говорит гендиректор Государственной транспортной лизинговой компании.