Автовладелец, защитись сам

Поставляемые на российский рынок иномарки защищены от угона и взлома хуже, чем те же модели машин, продающиеся в развитых странах. Автоконцерны экономят на иммобилайзерах и замках, ведь большинство покупателей в России все равно ставят дополнительные защитные системы

Эксперты оценивают объем криминального рынка угонов автомобилей в России в $1,2–1,5 млрд в год, говорит секретарь правления Профессиональной ассоциации противодействия угонам транспортных средств Владимир Крючков. Эта ассоциация, объединяющая страховые компании «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», «Альфастрахование», «Согласие», МСК и российских производителей и операторов противоугонных систем, создана, чтобы сообща вырабатывать стандарты защиты автомобиля, как это существует на Западе.

Основная проблема штатных систем связана с их недостаточной противоугонной защитой, указывает Дмитрий Кузнецов, начальник отдела департамента страхования автотранспорта «Росно». У штатных иммобилайзеров в большинстве своем недостаточная степень защиты и криптостойкость (способность криптографического алгоритма противостоять возможным атакам на него). Если автомобиль «неугоняемый», т. е. не пользуется популярностью у угонщиков, штатной системы достаточно. Но если речь идет о рисковой, угоняемой модели, она мало чем может помочь автовладельцу, так как у угонщиков есть системы обхода штатного иммобилайзера, предупреждает Кузнецов.

Все автомобили, как произведенные в России, так и поставляемые на наш рынок мировыми автопроизводителями, значительно хуже защищены от угона, а также от кражи вещей из автомобиля, чем аналогичные авто, продаваемые, например, в Великобритании и Швеции, утверждает Крючков. В этих странах, продолжает он, страховое сообщество применяет жесткую систему оценки эффективности штатных противоугонных систем, установленных автопроизводителями на автомобили, поставляемые на внутренний рынок. В Великобритании за пять лет до начала продаж новой модели автомобиля конструкторы автопроизводителей начинают совместную работу с инженерами страхового исследовательского центра Thatcham по согласованию технических характеристик всех узлов и агрегатов автомобиля. Эта работа ведется два-три года по утвержденным страховым сообществом стандартам и критериям. В итоге каждому автомобилю присваивается оценка эффективности защиты от угона, кражи вещей и снятия деталей на запчасти в виде звезд по пятибалльной шкале. Эти оценки группируются в таблицу рейтингов по всей линейке модельного ряда автомобилей и публикуются в СМИ. В итоге любой человек при выборе машины имеет возможность заранее сравнить степень риска и рассчитать свой бюджет на приобретение автомобиля и страховки. Страховка стоит дешевле, если машина лучше защищена автопроизводителем и набрала больше звезд в рейтинге, говорит Крючков.

В прошлом году профессиональная ассоциация оценила качество охранных систем 11 популярных автомобилей, поставляемых на российский рынок, по тем же критериям, что и продающихся в Великобритании. По словам Крючкова, все они проверялись по британской методике, признанной всеми концернами, машины которых были участниками тестов (см. таблицу).

Все автомобили, протестированные в России, показали результаты значительно хуже по сравнению с их британскими аналогами (за исключением Suzuki Grand Vitara, которая и в Англии набрала невысокие баллы). Например, Mitsubishi Outlander получил в Великобритании максимальные «5 звезд» за защиту автомобиля от угона и «4» – за способность противостоять взлому. Outlander, продающийся в России, – всего по «1 звезде».

«Подобные оценки объясняются тем, что на российский рынок поставляются автомобили Outlander со штатными иммобилайзерами без дополнительных противоугонных систем, а на рынки некоторых других стран изначально поставляются автомобили, укомплектованные сигнализациями, что увеличивает стоимость автомобиля, – говорит Юлия Антипова, представитель группы «Рольф», дистрибутора Mitsubishi в России. – То есть при установке дополнительной сигнализации или другой противоугонной системы стоимость автомобиля заметно возрастает». При этом мы предоставляем клиентам гибкую систему выбора дополнительных противоугонных устройств, т. е. даем им возможность выбора именно той сигнализации, которая соответствует запросам по цене и качеству, отмечает Антипова.

Mazda 6 получила в России «2 звезды» за защиту от угона и столько же – за способность противостоять вскрытию по сравнению с «5» и «4 звездами» в Великобритании. Высота оценки по шкале центра Thatcham во многом базируется на наличии штатной сигнализации, говорит представитель Mazda Motor Rus Мария Магуайр, обращая внимание на отличие рынков стран Европы и России: «Например, российский клиент предпочитает устанавливать на автомобиль еще одну систему сигнализации в дополнение к штатной. В этом случае неразумно навязывать клиенту ненужную услугу, поднимающую цену автомобиля, и поэтому мы решили сигнализацию на заводе не ставить и деньги с клиента за нее не брать».

«Еще одной реалией российского рынка является способ проникновения в автомобиль, в случае если грабителю понадобилось что-нибудь в салоне: у нас обычно разбивается стекло, а не «интеллигентно» вскрывается дверь. Так что дополнительное усиление замка на российском рынке, к сожалению, несостоятельно», – добавляет она.

Honda Motor Rus сотрудничает с Профессиональной ассоциацией противодействия угонам транспортных средств, говорит представитель компании Сергей Тихонов: «Эта работа поможет нам усовершенствовать противоугонную систему, так чтобы она соответствовала требованиям ассоциации и клиентов». Среди новшеств для Accord Тихонов выделяет новую конструкцию кнопки замка двери и самого замка, а также новый иммобилайзер, позволяющий повысить защиту от угона.

В России нет стандартов, которым должны соответствовать штатные системы, и это затрудняет понимание применяемых к системам требований, говорит представитель Nissan Motor Rus Татьяна Натарова, а потому сложно объективно оценить, насколько эффективна та или иная противоугонная система. Кроме того, отличаются и требования разных страховых компаний: некоторые из них готовы страховать автомобили со штатной противоугонной системой, некоторые требуют установки дополнительных систем, резюмирует представитель Nissan Motor Rus.

Высокую угоняемость Toyota в России (автомобили комплектуются штатной сигнализацией с иммобилайзером) представитель Toyota Motor Екатерина Пономарева объясняет не качеством противоугонных систем, а тем, что автомобили этой марки – одни из самых продаваемых в России: «Качество и надежность Toyota привлекают как покупателей, так и угонщиков». В планах компании – обновление и усовершенствование штатных систем сигнализации, обещает Пономарева.

По ее словам, от российских потребителей поступает больше запросов, связанных с защитой от угона автомобилей, чем из других европейских стран. Это связано не с качеством работы штатных противоугонных систем, а с уровнем числа угонов автомобилей – в России он выше, чем в странах Европы, объясняет Пономарева.