Кризис закончился

Франкфуртский автосалон на кризисный похож не был. Ни по количеству посетителей, ни по числу новинок, особенно в классе люкс

Репортаж: Франкфурт. 63-й Международный автомобильный салон. Братья по крови

Механические часы и автомобили – настоящие «братья по крови», ибо несут в себе одинаковые ценности – инжиниринг и дизайн. Именно поэтому многие автомобильные стилисты уделяют столь большое внимание проработке такой, казалось бы, малозначительной детали, как часы в интерьере машины. Предлагаем вашему вниманию самые интересные часы в новых автомобилях, показанных на Франкфуртском автосалоне

Jaguar XJ

Часы во флагманском седане Jaguar отмечены буквами XJ как свидетельство того, что они сделаны именно для этой модели

Bentley Mulsanne

Часы в салоне Bentley Continental GT вызывали так много нареканий, что для модели Continental GT Speed их видоизменили. Часы в салоне новой флагманской модели Bentley Mulsanne – вариация на ту же тему. Потенциал для улучшения по-прежнему очевиден

Rolls-Royce Ghost

Часы для младшей модели Rolls-Royce Ghost удались дизайнерам несомненно лучше, чем для старшего Rolls-Royce Phantom. Стильные и элегантные, как и салон Ghost в целом

Peugeot RCZ

Спортивный дух нового купе Peugeot прекрасно выражен в этих часах. Такие часы не стыдно выпустить и в наручном варианте

1. Citroen C3. 2. Ferrari 458 Italia. 3. Audi e-tron. 4. Hyundai ix35. 5. BMW X1. 6. Aston Martin Rapide. 7. Saab 9-5 / А. Губский / ВЕДОМОСТИ

Рынок люксовых автомобилей чувствует влияние кризиса последним и первым восстанавливается – просто потому, что у богатых больше возможностей, объяснял «Ведомостям» гендиректор Rolls-Royce Motors Том Пурвс. Завершившийся автосалон подтверждает эту теорию: в Германию настоящие, а не косметические новинки привезли Aston Martin, Bentley, Ferrari, Jaguar, Mercedes-Benz AMG...

Для себя и водителя

Самая громкая премьера салона прошла на стенде Mercedes-Benz – компания представила новый суперкар Mercedes-Benz SLS AMG. Машина пришла на смену культовому купе Mercedes-Benz SLR McLaren, новинку немцы разрабатывали самостоятельно, без помощи англичан – в своем спортивном подразделении AMG. В результате получилась машина с двигателем 571 л. с., разгоняющаяся до 100 км/ч за 3,8 с и достигающая максимальной скорости 317 км/ч (см. также стр. В4). Автомобиль представляли председатель правления Daimler AG Дитер Цетше и действующий чемпион мира в классе «Формула-1» Льюис Хэмилтон, выступающий за команду McLaren Mercedes. SLS AMG поступит в продажу весной будущего года, цена для Западной Европы установлена в 177 310 евро (включая 19% НДС).

На стенде Ferrari также выставили новый суперкар – модель под названием 458 Italia идет на смену бестселлеру компании из Маранелло – Ferrari F430. Для нового автомобиля разработаны новые двигатель, коробка передач и подвеска. Двухместное купе получило 570-сильный двигатель, с которым Ferrari будет разгоняться до 100 км/ч за 3,4 с и достигать «максималки» в 325 км/ч.

Для представления своей новинки Ferrari тоже пригласила автогонщика – Михаэль Шумахер, возглавлявший команду тест-пилотов, доводивших ездовые повадки купе, взял слово (в отличие от промолчавшего Хэмилтона) и говорил без бумажки: «Подвеска 458 Italia получилась уникальной – комфортной на дорогах общего пользования, а на треке новинка бьет [машину Ferrari] Enzo».

Итальянским дизайнерам особенно удался интерьер новой Ferrari – оригинальный и функциональный. Блок управления мультимедиа им удалось ограничить всего тремя кнопками и двумя ручками (в иных автомобилях на центральной консоли больше 50 кнопок). Ниже – блок климат-контроля. Покачав его (блок заметно люфтил), итальянец со значком Fiat спросил у меня: «Как вы думаете, что под ним?» – «Не знаю, может, CD-чейнджер». После чего фиатовец с легкостью вырвал блок из паза со словами: «Настоящее итальянское качество». Внутри были только провода, а CD-чейнджер обнаружился в бардачке.

По словам президента Ferrari Луки ди Монтедземоло, лист ожидания на 458 Italia растянулся на год.

Bentley привез во Франкфурт свой новый флагман, который вновь получил название Mulsanne (Bentley с таким названием выпускался в 1980–1992 гг.). По сравнению с предыдущей моделью, Arnage, колесная база Mulsanne увеличилась на 115 мм, а весь автомобиль стал длиннее на 180 мм. Под капотом у новинки – 8-цилиндровый двигатель с турбонаддувом, развивающий мощность 512 л. с. и крутящий момент 1020 Нм. Производство серийных автомобилей начнется в мае 2010 г. Срок появления длиннобазной версии Mulsanne пока не назван.

Новый флагман Aston Martin, получивший название Rapide (по имени одноименного седана марки Lagonda, выпускавшегося в 60-е г.), представляли директор компании Aston Martin Lagonda Ульрих Бец, главный дизайнер Марек Райхман и... две афганские борзые, разместившиеся на задних сиденьях. Собакам на задних сиденьях было, должно быть, неплохо. А вот людям даже среднего роста там будет откровенно тесно – 4-дверный автомобиль, построенный на платформе купе Aston Martin DB9, хоть и имеет в длину более 5 м, большой колесной базой похвастаться не может. Удивительно или нет, но посадка в Aston Martin Rapide больше всего напоминает посадку в Fisker Karma – седане, построенном бывшим главным дизайнером Aston Martin Хенриком Фискером. Оба автомобиля поступят в продажу в будущем году, оба будут собираться на контрактных предприятиях: Rapide – на заводе Magna Steyr в Австрии, Karma – на заводе Valmet в Финляндии. Цена 470-сильного Rapide в Европе – 180 000 евро без налогов.

Jaguar показал в Германии седан XJ нового поколения. Анфас новинки оказался удивительно похож на концепт Jaguar C-XF, премьера которого состоялась в 2006 г. Оказывается, как рассказал «Ведомостям» главный дизайнер Jaguar Йан Коллэм, концепт C-XF был сделан уже после того, как серийная версия седана XF была практически готова, хоть и показан раньше; на C-XF дизайнеры обкатывали в том числе и решения для нового XJ. Салон XJ тщательно проработан и хорошо исполнен, обращает на себя внимание, что с рулевого колеса исчезла скалящаяся кошка,: теперь там другой символ Jaguar – ягуар в прыжке. По словам Коллэма, в некоторых странах, в частности в Китае, покупатели выражали недовольство, что на них смотрит оскалившийся зверь. С новым автомобилем Jaguar окончательно выходит из конкуренции с большими немецкими седанами, противники у XJ теперь другие – Aston Martin Rapide, Maserati Quattroporte, Porsche Panamera... Как минимум по дизайну и заявленным характеристиками XJ выглядит достойным конкурентом (мощность топового двигателя – 510 л. с.); подождем ездовой презентации.

Для себя и семьи

Saab, лишившись старшего брата в лице General Motors, премьеру нового поколения модели 9-5 провел вполне буднично. А машина получилась эффектной. Новый Saab 9-5, колесная база которого стала на 134 мм больше, чем у предшественника, будет оснащаться только турбированными двигателями (базовый – бензиновый 1,6 л мощностью 170 л. с., топовый – бензиновый 2,8 л мощностью 300 л. с., кроме того, есть дизель и двигатель, работающий на биоэтаноле Е85). В списке оснащения – адаптивные би-ксеноновые фары и круиз-контроль, полный привод, бесконтактный допуск в салон и запуск двигателя.

Audi показала эффектный электромобиль e-tron – пока в статусе концепта. Колеса этого купе приводятся в движение четырьмя электродвигателями совокупной мощностью 313 л. с. и разгоняют двухместный автомобиль до 100 км/ч за 4,8 с. Производитель обещает, что запаса литиево-ионного аккумулятора хватит на 42,4 кВт ч, т. е. на 248 км пути. Предполагается, что Audi e-tron пойдет в мелкосерийное производство в 2013 г.

Citroen приурочил к Франкфуртскому автосалону премьеру нового поколения своего бестселлера – С3. Изюминка автомобиля – лобовое стекло, плавно переходящее в крышу (площадь лобового остекления – 1,35 кв. м). Изнутри это смотрится шикарно, и в целом интерьер сделан качественно и дорого – Citroen дрейфует в премиум-класс. Продажи автомобиля в России начнутся в будущем году, цена пока не определена.

А BMW с датой начала продаж своей новинки – компактного кроссовера Х1 – уже определился: в России они стартуют с 29 октября. X1 получился чуть меньше, чем Х3 (длина – 4,45 м), но экстерьер проработан лучше, машина получилась явно симпатичнее. Пока в России будут доступны три версии: бензиновая X1 xDrive28i (1,799 млн руб.) и две дизельные – xDrive20d (1,499 млн руб.) и xDrive23d (1,649 млн руб.), в следующем году появятся версии с менее мощными бензиновыми моторами sDrive18i и xDrive25i.

Новый кроссовер Hyundai – ix35 – также вышел красивее своего предшественника Tucson. Свою новую стилистическую концепцию корейцы описывают как «струящийся скульптурный дизайн». В Корее новинка уже появилась на рынке, в России будет продаваться европейская версия ix35, сборка которой начнется в феврале 2010 г. на заводе в Словакии. Цена для России пока не определена.

Renault привез в Германию седан на базе Megane, получивший название Fluence. Французские дизайнеры и инженеры уже набили руку в перелицовке хэтчбеков в седаны – Fluence выглядит несравненно гармоничнее, чем Symbol, переделанный из Clio.

«Мы делаем самостоятельно все»

Дирк ван Брекель, главный дизайнер Bentley Motors

– Почему вы решили создать новый Mulsanne именно таким – сохранив классические формы и линии Bentley? У вас не было желания сделать автомобиль более современным? – Перед нами стояла задача не только сделать люксовый автомобиль, но также подчеркнуть спортивный характер Bentley. Машина большая, но не выглядит такой большой и массивной, какой является на самом деле. Я считаю, что Mulsanne очень современный – в том смысле, как мы это понимаем в Bentley. У Mulsanne классические формы: короткий передний свес, большие колеса, пропорциональные двери – автомобиль не выглядит «растянутым» лимузином и имеет спортивный силуэт. При этом задние пассажиры сидят позади линии дверей, что дает им дополнительно чувство приватности и защищенности. Не думаю, что радикальный дизайн приемлем при создании представительских автомобилей. – Какие прежние модели Bentley вдохновляли вас при создании Mulsanne? – Вы можете найти в Mulsanne «гены» S-Type, R-Type, даже Bentley 8-liter 1930 г. – Rolls-Royce Phantom щеголяет «звездным небом» из светодиодов над головой пассажиров, у Maybach 62 – стеклянный потолок. Почему в Mulsanne обычный потолок? – Автомобиль, который мы показываем сегодня, лишь отправная точка – у него будут различные опции. Естественно, что и наше ателье Mulliner предложит программу изготовления Mulsanne с индивидуальной отделкой. Каждый Mulsanne строится вручную: требуется 420 часов на выпуск одного автомобиля, из них 170 часов – на отделку интерьера. – А почему задние фонари в Bentley Mulsanne похожи на те, что имеют автомобили вашей «младшей» линии – Bentley Continental? – Этот дизайн появился сначала в Continental, но затем мы его использовали и в [«старших» моделях] Azure и Brooklands. Обратите внимание, что овальная форма фонарей перекликается с формой выхлопных труб. – Почему Bentley по-прежнему использует только лакированное дерево в отделке салона? Ведь полированное дерево выглядит гораздо более натурально и не похоже на пластик. – Лакированное дерево выглядит гораздо богаче. Конечно, вы можете заказать себе просто полированное дерево, но оно не будет выглядеть так же представительно. – Мультимедиа – самое уязвимое место в представительских автомобилях. В них принято использовать все самое лучшее, но мультимедиа устаревают еще на этапе разработки автомобиля. Как вы решали эту проблему? – В Mulsanne мы использовали последние разработки – системы мультимедиа удовлетворят самому взыскательному вкусу. Кстати, все черные панели, которые вы видите на центральной консоли, – это не пластик, а четырехмиллиметровое стекло. – Как плотно департамент дизайна Bentley Motors интегрирован с головной структурой, Volkswagen Group? – После успеха Continental мы работаем независимо от Volkswagen Group, хотя и в тесном контакте с советом директоров Bentley Motors. Под моим началом около 100 человек, поскольку я отвечаю не только за дизайн, но и за всю архитектуру автомобилей. Мы делаем самостоятельно все – от концептов до серийных автомобилей, у других такого нет.-