Красивая жизнь: Мастера домашних дел

От устрашающей экономки миссис Денверс из мюзикла «Ребекка» до невозмутимого и непреклонного камердинера Дживса из произведений П. Г. Вудхауза, от отворяющих дверь горничных из британского сериала 1970-х гг. «Вверх и вниз по лестнице» до погрязшей в проблемах героини фильма 2007 г. «Дневники няни» – отношения между домовладельцами и домашним персоналом были и остаются неиссякаемым источником драмы или комедии.

Трудоустройство

чаще всего происходит через агентство Hutchinsons, офисы которого расположены в Лондоне, Нью-Йорке и на Лазурном побережье Франции. Подробнее об этом можно узнать на сайтах: guildofbutlers.com, hutchinsons-staff.com

А между тем для владельцев больших домов или поместий наем и удержание лучших работников по дому – вопрос самый что ни на есть реальный, серьезный и зачастую дорогостоящий. «Когда работники проживают под одной крышей с хозяевами, на первое место выходит вопрос доверия», – отмечает Колин Мюллер, владелец Hatherton Lodge – особняка XVIII в. 2-й категории, расположенного на участке площадью 18,2 акра (7,28 га) в графстве Чешир на северо-западе Англии. Мюллер пользуется услугами специалиста по уходу за территорией и домоуправляющего. Он считает их двигателем и душой поместья. «Мы уверены, что наш дом постоянно находится в надежных и ответственных руках, а это поистине бесценно», – утверждает хозяин.

Перемены в стиле жизни и мировой экономический кризис привели к сокращению спроса на домашний персонал. Времена, когда сельские сквайры дюжинами нанимали слуг, а няням банкиров предоставлялось жилье в современных комнатах-студиях на цокольном этаже, прошли.

Но долгосрочные перспективы для профессионалов по содержанию элитных домов наивысшей категории – от винодельческих угодий Тосканы до вилл класса люкс на Карибском побережье – весьма неплохи. Поскольку недвижимость переходит из рук в руки с небывалой частотой, а колесящие по миру владельцы то и дело переезжают с места на место, такие специалисты обычно лучше, чем кто бы то ни было, знают толк в отлаженном управлении домашним хозяйством. Следовательно, многие из них просто незаменимы, что обеспечивает им солидную зарплату и хорошие условия проживания на рабочем месте.

«Им известно, где находится стопорный кран, как работают системы безопасности и какие части сада обычно затапливает, – поясняет Том Хадсон из британской компании Middleton Advisors, которая представляет интересы покупателей сельских домов и поместий. – Контингент покупателей поместий существенно изменился. Сейчас среди них множество сверхбогатых зарубежных покупателей, которые в отличие от семей прошлого постоянно там не живут. Управляющий поместьем и домашний персонал с полной занятостью нужны им не только для содержания дома, но и для подстраховки».

Алекс Уотцдорф из международного агентства по покупке недвижимости The Private Office разделяет эту точку зрения. «Если вы собираетесь приобрести несколько домов, то вам необходимы услуги специалистов как в международном, так и в местном масштабе, – утверждает он. – Нельзя просто привезти собственных работников, ожидая, что они легко справятся с обслуживанием дома и прилегающей территории. Такие специалисты должны знать язык, чтобы общаться с местным населением. Есть семьи, которые выросли на территории поместья, прожили и проработали там всю жизнь, иногда на протяжении нескольких поколений. Они по-настоящему привязаны к месту, ухаживают за ним, оберегая от развала и разорения, которым я не раз был свидетелем, когда новые владельцы отказывались от их услуг».

Он вспоминает, как один из клиентов предпочел местным профессионалам собственных работников, доверив им обслуживание винодельческих угодий. Из-за нехватки опыта у последних весь урожай за год просто сгнил.

«Мне известны случаи, когда владельцам приходилось продавать собственность из-за того, что они наняли «не тех» специалистов, – добавляет Филип Эдделл из агентства Knight Frank. – Это как управление небольшим предприятием: если не справляетесь с ситуацией, остается лишь продать недвижимость».

По словам Джонатана Хьюлетта, главы отдела лондонских продаж компании Savills, даже в городах, где устройство домов проще, а задача их обслуживания – легче, состоятельные люди готовы платить больше за услуги хорошо себя зарекомендовавшего домашнего персонала: «В наше время персональные ассистенты, повара и водители – это квалифицированные специалисты, которые должны уметь справляться со сложными ситуациями. Как и профессионалы в любой другой области, они ожидают хороших условий работы. Поэтому часто клиенты сначала просят подыскать им дом в Лондоне, а затем – квартиру неподалеку для их работников».

В январе 2009 г. агентство по подбору персонала Greycoat Placements провело исследование уровня заработной платы. По его результатам в британской столице и других крупных городах мира лучшие управляющие и повара, проживающие по месту работы, получают 35 000–45 000 фунтов стерлингов в год до вычета налогов, а дворецкие – 30 000–35 000 фунтов. Услуги проживающих в доме нянь и экономок обходятся в 350–400 фунтов стерлингов в неделю, и предполагается, что налоги за них платит работодатель.

Наибольшим спросом пользуются старшие управляющие крупных поместий, которые получают самое высокое вознаграждение даже в период кризиса. В поместье одного из клиентов Эдделла работали экономка и садовник, которые решили пожениться. «Владелец потратил около 200 000 фунтов стерлингов на расширение их коттеджа, – рассказывает он. – Понимающие работодатели лучше переплатят, чем недоплатят. При покупке поместья за 10–20 млн фунтов чрезвычайно важно заботиться о том, чтобы оно не упало в цене».

Что же касается новых объектов, особенно в составе курортных комплексов, то, по словам Стефани Раф, управляющего директора компании Greycoat, «архитекторам следует учитывать общие потребности в обслуживании уже на стадии разработки». Например, в комплексе Zil Pasyon на Сейшельских островах в каждой вилле есть комнаты для персонала, хотя их будет обслуживать группа отелей Per Aquum. «Мы предусмотрели две изолированные квартиры с отдельным входом площадью около 400 кв. футов (37,16 кв. м) с кухней, спальней и небольшой гостиной», – рассказывает архитектор Ричард Хивел Эванс.

Более того, местоположение этих помещений повлияло на всю планировку домов. «Предполагалась стандартная концепция с парадным и служебным фасадами, в соответствии с которой служебные помещения незаметны и располагаются с тыльной стороны здания. Но мы обнаружили, что спальня проходит вдоль коридора для прислуги, и нам пришлось полностью пересмотреть проект. Мы развернули спальни и переориентировали кухню и главную столовую», – вспоминает он.

По словам Эванса, самые состоятельные из клиентов, как правило, требуют индивидуального подхода к обустройству жилья для персонала. «Одни просят втиснуть в небольшое пространство четыре двухъярусные кровати, – делится он. – Другим же помещение кажется слишком маленьким, и они хотят объединить две квартиры так, чтобы в них проживал один сотрудник. В целом сейчас преобладают более гуманные принципы, чем раньше. Близкие к семье работники в наше время ценятся больше, чем когда бы то ни было».

Это в полной мере относится к экономке Мюллера Джун Ковальчук. Няня-пенсионерка, которая начала работать в Hatherton Lodge пять лет назад по объявлению в газете, живет в квартире с двумя спальнями в бывшем помещении для карет на территории поместья. «Ковальчук не только известны все уголки, где на лепнине накапливается пыль. Она также разбирается в работе системы центрального отопления и освещения. Она знает, что делать, если перегорит предохранитель, – не без гордости отмечает Мюллер. – Старинный дом – как капризный ребенок. С ним не так-то просто управляться, если не знаешь его особенностей».

Ковальчук также помогает присматривать за детьми Мюллера и шестью собаками, однако большая часть ее времени посвящена дому. «Для меня это не столько работа, сколько образ жизни. Если не относиться к этому как к образу жизни, то ни за что не справишься с обязанностями, – считает она. – Главное для меня – придерживаться устоявшегося распорядка. За годы службы к дому так привязываешься, что он становится для тебя родным».