Второй срок для автопошлин

Премьер-министр Владимир Путин продлил действие повышенных пошлин на иномарки еще на девять месяцев. Но в июле 2010 г. пошлины на новые машины правительство может вернуть на докризисный уровень

Правительство решило продлить срок действия импортных пошлин на иномарки еще на девять месяцев, заявил в пятницу министр промышленности и торговли Виктор Христенко. Документ был согласован всеми министерствами и аппаратом Белого дома, сказал «Ведомостям» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. В пятницу постановление находилось на подписи у Путина, уточнил он. Но подписан ли документ, Песков сказать не смог.

Сотрудник «Российской газеты» рассказал «Ведомостям», что постановление, подписанное 9 октября, поступило в его издание. Оно будет опубликовано сегодня.

Пятого декабря 2008 г. Путин подписал постановление, которым на девять месяцев были введены повышенные импортные пошлины на автомобили. Оно вступило в силу 12 января 2009 г., следовательно, сегодня его действие прекратится.

Решение не продлевать действие повышенных пошлин даже не обсуждалось, рассказывает чиновник, входящий в правительственную комиссию по защитным мерам: их действие пока не принесло нужного результата, а значит, надо эти защитные меры продлить. Еще 19 августа эта комиссия рекомендовала продлить действие пошлин, напомнил представитель Минпромторга, а 18 сентября проект соответствующего постановления поступил в правительство, рассказали «Ведомостям» два сотрудника Минэкономразвития. Затягивание с его подписанием Песков объяснил загруженностью премьера.

Новое постановление правительства оставляет ставки неизменными (см. врез), говорит представитель Минпромторга. Продление действия пошлин на девять месяцев он объясняет тем, что это антикризисная мера: «Поскольку кризис не кончился, отменять их рано, но вводить на постоянной основе тоже не стоит – нужно будет посмотреть, как будет чувствовать себя рынок через девять месяцев».

Пошлины на новые иномарки после «второго срока» могут быть отменены, рассказали два чиновника, входящие в правительственную комиссию. А на подержанные иномарки они могут быть установлены и на постоянной основе – слишком большой ущерб они наносят российским производителям, говорят собеседники «Ведомостей».

В первом полугодии дилеры распродавали машины, ввезенные в 2008 г., поэтому объемы импорта были небольшие, а влияние высоких пошлин на продажи новых машин невелико, рассуждает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Но с окончанием запасов 2008 г. влияние повышенных пошлин на продажи будет расти, отмечает он.

Запасы 2008 г. у Peugeot Citroen закончились еще несколько месяцев назад. Но повышенные пошлины на результатах сказываются не сильно. Продажи Peugeot за первые три квартала упали на 32% (рынок в целом – на 51%), а Citroen – даже выросли на 15%, говорит представитель PSA Peugeot Citroen Оксана Вершинина.

Повышение пошлин не стимулирует спрос, отмечает представитель Renault Оксана Назарова: «Мы с самого начала предлагали не повышать пошлины, а ввести премию за утилизацию старых авто – как показал пример других стран, это самая эффективная антикризисная мера».