Такаши Яманучи: "Денег у нас более чем достаточно"

Новый президент Mazda Motor уверен, что его компания способна быть успешной, даже лишившись контролирующего акционера в лице Ford, – надо лишь правильно выбрать нишу
Bloomberg

1992

департамент бюджетного планирования и контроля, главный управляющий

1996

департамент корпоративного планирования, директор

1999

старший управляющий директор по HR

2002

исполнительный директор по HR

2007

исполнительный вице-президент по закупкам

2008

гендиректор и президент Mazda Motor Corp.

Mazda Motor

Автопроизводитель. Показатели (за финансовый год, завершившийся 31 марта 2009 г.): Выручка – 2,54 трлн Иен ($26,1 млрд по курсу 97,2661 иенЫ/$), Чистый убыток – 71,5 млрд Иен ($734,98 млн), Продажи – 1,26 млн автомобилей. Основные акционеры (на 31 марта 2009 г.) – Ford Motor (14,9%), Japan Trustee Services Bank (4,7% в доверительном управлении), Mitsui Sumitomo Banking (4%). Капитализация – $3,5 млрд.

Mazda Motor начинает новую жизнь – независимого автопроизводителя. В прошлом году Ford, владевший 33% акций Mazda, продал около 20% за $540 млн и де-факто перестал быть контролирующим акционером японской компании. За 30 лет, прошедших с того момента, как Ford впервые стал акционером Mazda, во главе автопроизводителя из Хиросимы побывало четверо американцев, включая 38-летнего на тот момент Марка Филдса (что вызвало резко негативную реакцию японских СМИ). Под руководством Филдса Mazda Motor вернулась к прибыльности, и в 2003 г. американца на посту гендиректора и президента сменил Хисаказу Имаки. В ноябре прошлого года, сразу после продажи американским концерном акций Mazda Motor, Имаки уступил должности гендиректора и президента Такаши Яманучи, оставив за собой должность председателя правления.

Как и положено настоящему японцу, Яманучи всю жизнь работает в одной компании: в Toyo Kogyo (так тогда называлась Mazda) он пришел в апреле 1967 г. Перед новым президентом Mazda Motor стоит амбициозная задача – за год вернуть компанию к прибыльности. Ведь в результате экономического кризиса продажи Mazda Motor упали на 20%, а чистая прибыль, составившая в 2008 г. $944 млн, сменилась на следующий год чистым убытком в $734,98 млн. Первые положительные результаты проявились в начале октября: Mazda увеличила прогноз продаж за первое полугодие 2009 финансового года до 572 000 автомобилей (на 29 000 шт.), а прогнозируемый убыток снижен с 60 млрд до 23 млрд иен ($239,6 млн по курсу 96 иен/$). Это стало возможным благодаря хорошим продажам новой Mazda3 и снижению издержек.

Чтобы получить деньги на новые разработки, Mazda Motor собирается разместить 363 млн новых акций, или 20% от увеличенного капитала. Кроме того, она намерена продать 96,8 млн бумаг, выкупленных в прошлом году у Ford Motor, – от этих операций Mazda надеется выручить $1,1 млрд, сообщило Bloomberg.

В ходе автосалона во Франкфурте-на-Майне Такаши Яманучи встретился с корреспондентом «Ведомостей» и рассказал, как компания оптимизирует свой бизнес и обновляет модельный ряд.

– Ford уменьшил свою долю в Mazda Motor до 15%. Каким вы видите будущее вашей компании – как независимого автопроизводителя или же вы будете искать новые партнерства?

– Mazda сфокусирована на создании собственного уникального бренда. Мы не ставим перед собой задачу создать продукт, который удовлетворит каждого покупателя в мире. И, на мой взгляд, статус, в котором мы работаем сегодня, наиболее подходящий для того, чтобы добиться этой цели. И хотя участие Ford в капитале Mazda сократилось, Ford по-прежнему оказывает нам поддержку в строительстве нашего бренда. Например, в классах B, C, и C–D мы продолжаем строить автомобили на единой платформе. Более того, в США, Китае и Таиланде у нас продолжают работать общие заводы. У нас по-прежнему очень хорошие отношения с Ford, это настоящее взаимовыгодное сотрудничество.

– У вас есть какое-нибудь соглашение c Ford, по которому американская компания может выкупить обратно свою долю в Mazda?

– Этот вопрос вам надо задать Ford. Вопрос в том, каким объемом свободных денежных средств они располагают. Потому что, когда Ford продавал наши акции, они говорили, что не хотят уходить из капитала Mazda, но им очень нужны были наличные.

– Как экономический кризис сказался на продажах Mazda?

– Как вы знаете, в результате экономического кризиса глобальные продажи автомобилей сократились на 20–30%. Но несмотря на сложные времена, Mazda удалось сохранить и даже увеличить свою рыночную долю. Например, в Китае рынок в первом полугодии 2009 г. вырос на 17%, а продажи Mazda – на 22%. В Австралии наша рыночная доля достигла 8,5%, а в Израиле – 13% (это самая большая рыночная доля Mazda в отдельной стране).

Все автопроизводители страдают от скопившихся стоков, и Mazda предпринимает решительные действия, чтобы их уменьшить. Как только упали продажи, мы немедленно сократили производство. И рассчитываем за год сократить наши стоки на 120 000 автомобилей. До кризиса мы продавали приблизительно 700 000 автомобилей в полугодие. С началом кризиса наши продажи упали на 20%, и у нас очень консервативный прогноз продаж на ближайший год. Но на тех рынках, где мы уже начали продажи новой Mazda3, мы добились значительного успеха.

– Когда компания планирует вновь стать прибыльной?

– Наш финансовый год начинается с 1 апреля. В первом полугодии 2008 финансового года наша операционная прибыль составила 60,7 млрд иен, во втором полугодии мы показали убыток в размере 89,1 млрд иен. В первом полугодии 2009 г. убыток должен уменьшиться до 23 млрд иен (ранее мы предполагали, что он составит 60 млрд иен). Мы прогнозировали, что во втором полугодии 2009 финансового года покажем операционную прибыль в размере 10 млрд иен, но сейчас пересматриваем этот показатель в сторону повышения. То есть, несмотря на экономический кризис, мы планируем вернуться к прибыльности всего через один год. И добиться положительного кэш-флоу по итогам 2009 финансового года. Сейчас компания располагает свободной наличностью в размере 200 млрд иен плюс открытой кредитной линией в размере также 200 млрд иен. Для нормального функционирования бизнеса Mazda Motor необходимо 130 млрд иен в месяц, т. е. свободных денег у нас более чем достаточно.

– А что вы думаете про российский рынок?

– Честно говоря, я бы с большим интересом послушал ваш ответ на этот вопрос. (Смеется.) Если не ошибаюсь, российский рынок упал приблизительно на 60%, продажи Mazda также снизились наполовину (по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за девять месяцев 2009 г. продажи новых автомобилей в России уменьшились на 51%, Mazda – на 56%. – «Ведомости»). Самое сложное в России оказалось контролировать стоки, поскольку падение оказалось таким крутым. Но мы добились стабилизации – сократили запасы на 2/3 и в августе начали поставки в Россию новой Mazda3. Россия – страна с богатыми природными ресурсами, и я уверен, что в будущем рынок полностью восстановится.

– На этом автосалоне практически все глобальные автомобильные компании представляют экологичные машины – гибриды, электромобили. Какие технологии развивает Mazda Motor?

– Безусловно, мы развиваем экологичные технологии. С 2001 по 2008 г. мы добились того, что выбросы СО2 наших автомобилей в Европе сократились на 18%. В соответствии с новым планом к 2015 г. выбросы СО2 наших автомобилей должны уменьшиться на 23%, что эквивалентно 30%-ной экономии топлива. В настоящее время доля гибридных автомобилей составляет всего 2% рынка, и усилия Mazda Motor направлены на совершенствование существующих технологий двигателей, способных дарить удовольствие от вождения. Наши бензиновые двигатели с непосредственным впрыском следующего поколения будут иметь характеристики, сравнимые с современными дизельными двигателями. А наши дизельные двигатели следующего поколения будут дешевле и на 20% более экономичными, чем существующие – они будут на одном уровне с гибридами. Мы также разрабатываем новую автоматическую коробку передач и новую платформу, что позволит сделать будущие автомобили легче.

Вместе с тем мы работаем и над новыми технологиями: i-stop, которая уже появилась на новой Mazda3, тормоза с системой регенерации энергии, гибриды... С 25 марта мы в Японии начали реализовывать по лизинговым схемам гибридную Mazda5 (в Японии она называется Premacy) c роторным двигателем и водородной установкой. Как вы знаете, в результате сгорания водорода образуются только пар и вода, т. е. он абсолютно чистый. Роторный двигатель используется лишь как генератор для выработки электроэнергии, а сам автомобиль приводится в движение электромотором. То есть, если мы заменим роторный двигатель батареей, машина немедленно превратится в электромобиль. Единственное ограничение сейчас – это цена. Новые технологии оказываются дороже уже существующих, и вопрос – насколько больше общество готово платить за экологичные разработки.

– Но вы довольны тем, как рынок принял первые водородные Mazda Premacy?

– Пока мы продали считанные единицы. Самая большая проблема – это зарядные станции: в нашем регионе Mazda – единственный производитель, который предлагает водородные гибриды. Инфраструктуру для водородных автомобилей должно создавать государство. Норвегия, например, уже пытается создать водородное общество, и мы передали несколько гибридных RX-8 норвежскому правительству.

– За последний год из Mazda ушло несколько ключевых руководителей: гендиректор Mazda Europe Джеймс Мюр, главный дизайнер Лоренс ван ден Акер. В то же время гендиректор Mazda North America Джим О’Салливан решил остаться в компании. Как вы можете охарактеризовать атмосферу в Mazda Motor?

– Наши сотрудники готовы работать очень упорно, чтобы Mazda оставалась Mazda. Я чувствую, что у нас по-прежнему очень хорошая атмосфера в компании. Вы упомянули господ Мюра и ван дер Акера, но оба они оставили Mazda по личным причинам, а не потому, что у них были какие-то негативные ощущения. Мы с ними по-прежнему в хорошем контакте.

– Что вы ожидаете от Икуо Маэды, нового главного дизайнера компании?

– Он тоже здесь, на автосалоне, попробуйте его найти и спросить. (Смеется.) А если серьезно, у нас очень большой уровень доверия к Маэде-сан.

– Mazda RX-8 – это ведь его работа?

– Да, и Mazda2 – тоже.

– Три года назад я встречался с Хисаказу Имаки. Он рассказал мне, что в Японии популярна каллиграфия и в его доме висит изречение, выполненное одним из самых известных художников: «Каждый день прекрасен». В вашем доме есть каллиграфия?

– Каллиграфия не является моей страстью, но в моем кабинете есть одна работа каллиграфа. Это изречение второго президента Mazda Motor Цунеи Мацуды: «Человек, который работает на благо родины, пусть он даже находится вдалеке от нее, – очень большой патриот». Этому изречению есть глубокое объяснение. Дело в том, что Хиросима, где базируется Mazda, находится вдалеке от Токио, и наша компания ощущает глубокую ответственность за то, чтобы экономика нашего региона процветала. На глобальном рынке Mazda – маленький игрок, наша цель – выпускать 1 млн автомобилей в год, что составляет лишь 2% рынка. И мы постараемся добиться успеха в том сегменте рынка, который мы для себя выбрали.

– Имаки-сан говорил мне, что он использует как служебный автомобиль мини-вэн Mazda MPV со специальным тюнингом. На каких машинах ездите вы?

– Мои служебные автомобили – MPV и CX-9. У нас в семье жена водит MPV, а я – CX-7 в серийном исполнении. Я покупал их как обычный покупатель, даже без скидок (смеется).

Никакой семейственности

В прошлом веке за производство в Mazda Motor долгие годы отвечал Мичинори Яманучи. «Между нами нет никакой родственной связи», – смеется Такаши Яманучи. Ведомости