Разговор по телефону обошелся в $20 млн

Российские предприниматели всегда с осторожностью разговаривают по телефону, предпочитая обсуждать важные темы при личных встречах. Пренебрежение такой мерой безопасности погубило Раджа Раджаратнама – американского миллиардера, одного из спонсоров предвыборного штаба Барака Обамы. Прослушав его телефонные разговоры с топ-менеджерами крупных компаний, американские власти предъявили им обвинения в махинациях с акциями на $20 млн
Reuters

Радж Раджаратнам известен на Уолл-стрит как трейдер, быстро принимающий решения, а в Кремниевой долине – как технарь, знающий особенности высокотехнологичной индустрии. Он родился в 1957 г. в Шри-Ланке, позже получил гражданство США. На сегодня он самый богатый уроженец острова. Его состояние оценивается в $1,3 млрд. В 2009 г. Forbes поставил его на 559-е место среди богачей мира и 236-е среди толстосумов Америки.

Несостоявшийся инженер

Отец Раджаратнама заведовал операциями компании Zinger в Азии. Он отправил своего сына учиться в школу-интернат в Англии, после этого Радж пошел изучать инженерное дело в Университете Сассекса. Инженерное дело показалось Раджу скучным занятием. Он выбрал для себя другую стезю. В 1981 г. он переезжает в США, решив заняться финансовыми операциями. В 1983 г. Раджаратнам получает диплом МВА в бизнес-школе Wharton Университета Пенсильвании и становится специалистом по кредитованию в группе по работе с высокотехнологичными компаниями Chase Manhattan Bank. В 1985 г. он переходит в инвестбутик Needham & Co (Нью-Йорк), специализировавшийся на вложениях в технологические и медицинские компании. Ему потребовалось шесть лет, чтобы пройти путь от аналитика (специализация – производители электроники) до президента. В 1991 г. Раджаратнам возглавляет Needham & Co. А уже в следующем году с его подачи учреждается внутренний хедж-фонд этой компании, инвестирующий в акции технологических компаний. Когда в 1997 г. начинает надуваться интернет-пузырь, Раджаратнам уходит из Needham & Co, выкупив этот хедж-фонд. Сейчас активы фонда Galleon, по словам его представителей, оцениваются в $3,7 млрд. Пару лет назад, по оценке одного из инвесторов фонда, они стоили $7 млрд.

неутомимый радж

Поначалу фонд инвестировал преимущественно в бумаги технологических компаний. Затем портфель расширился за счет вложений в акции компаний, специализирующихся в медицине, генетике, биохимии и проч. Летом этого года, по данным Forbes, крупнейшие вложения фонда были в бумаги Ebay, Google, Apple, OSI Pharmaceuticals и Bank of America. Фонд демонстрировал неплохие результаты: за редким исключением, приносил инвесторам более 20% годовых. Кризис не сильно подкосил инвестиционный бизнес: все фонды Galleon Group в плюсе, годовая доходность (в зависимости от фонда) колеблется от 0,75% до 31,03%.

Знакомые Раджаратнама рассказывают, что он работал по 14 часов в день. По информации журнала Trader Monthly, в 2006 г. его вознаграждение составило $300–400 млн, а в 2007 г. – $150–200 млн. Таким образом, он стал одним из самых высокооплачиваемых менеджеров хедж-фондов в мире. Раджаратнам не ленился встречаться с клиентами. Он любил говорить, что лучшие идеи возникают у него во время визитов в компании и разговоров с инвесторами. Фонд гордился тем, что уделяет клиентам повышенное внимание. «В первый рабочий день каждого месяца мы сообщаем о прибыли по итогам минувшего месяца и предоставляем комментарии о том, что происходит с каждым фондом и какова его стратегия, – написано в профайле компании за 2004 г., опубликованном на сайте http://www.siliconiran.com. – Ежеквартально мы предоставляем более детальный отчет. Вдобавок все наши партнеры доступны для общения с инвесторами». Сам Раджаратнам отвечал на звонки даже самых мелких инвесторов. При этом Galleon Group всегда считался очень закрытым фондом. Чтобы его менеджеры согласились рассматривать вас как претендента в инвесторы, нужно быть готовым вложить не менее $1 млн.

$20 млн из телефона

Теперь американские власти утверждают, что секрет финансового успеха Раджаратнама – использование инсайдерской информации. В прошлую пятницу он и пять других участников сети по обмену инсайдерской информацией были арестованы. В иске прокуратуры утверждается, что в 2006–2009 гг. на инсайдерских сделках с акциями Google, IBM, Sun Microsystems, Hilton, Advanced Micro Devices и др. обвиняемые заработали $20 млн. Среди них сам Раджаратнам, директор McKinsey, старший вице-президент IBM, директор по стратегическим инвестициям инвестподразделения Intel и два сотрудника хедж-фонда New Castle Partners. В частности, 51-летнего директора по стратегическим инвестициям Intel Раджива Гоэла подозревают в том, что благодаря его информации о планах Intel купить провайдера Clearwire фонд Galleon заработал $579 000. А на конфиденциальной информации от источника в Moody’s о покупке сети отелей Hilton фондом прямых инвестиций Blackstone Раджаратнам заработал $4 млн.

Уличить махинаторов американские власти смогли, устроив прослушку их телефонов.

Свою любимую присказку Раджаратнам позаимствовал у основателя Intel Эндрю Гроува: «Выживают только параноики». Все переговоры участники инсайдерской сети вели по телефону. Если приходилось прибегать к электронной почте, Раджаратнам и портфельный управляющий New Castle Partners Даниэлла Чиези общались с информаторами, как будто те были независимыми аналитиками. «По поводу Akamai и IBM молчи как рыба», – наставлял Раджаратнам Чиези. «Я молчу», – отвечала та.

Дал Обаме $4600

Это не первое столкновение Раджаратнама с законом. В мае 2005 г. Galleon уплатил $2,4 млн, чтобы урегулировать претензии SEC, обвинившей его в нарушении закона о манипулировании рынком. После этого Galleon стал одним из немногих хедж-фондов, добровольно согласившихся на регулярный аудит со стороны SEC. Также в штатном расписании фонда предусмотрена редкая для хедж-фондов должность директора по согласовательным и исполнительным процедурам (chief compliance officer), обязанность которого – следить за соблюдением фирмой всех законов и стандартов, а также правил корпоративного управления и деловой этики.

В 2006 г., по данным ABC News, в дом Раджаратнама нагрянули сотрудники ФБР, расследующие деятельность гуманитарного фонда Tamil Rehabilitation Organization (TRO). Раджаратнам пожертвовал фонду $3,5 млн, а в ноябре 2007 г. счета TRO были заморожены из-за обвинений в связи фонда с террористической группировкой «Тигры освобождения Тамил-Илама». В деле о спонсировании тамильских сепаратистов Раджаратнам не стал обвиняемым. Он не знал, что его деньги могут достаться экстремистам, посчитали американские прокуроры. Сам он рассказывает, что давал деньги на восстановление Шри-Ланки после урагана 2004 г. Раджаратнам и его семья всего за день до стихийного бедствия вернулись в Америку с отдыха на шри-ланкийском курорте. В этом году Раджаратнам пообещал пожертвовать $1 млн на интеграцию в общество тамильских сепаратистов, о разгроме которых правительство Шри-Ланки заявило в мае. Также Раджаратнам известен тем, что поддерживает демократов. По данным Центра за ответственность политики, в 2007 г. он пожертвовал демократической партии чуть более $26 000, на последних выборах пополнил предвыборные фонды кандидатов в президенты Хиллари Клинтон и Барака Обамы на $4600.

«Очень странно, что такой искушенный в финансовых операциях бизнесмен, как Радж Раджаратнам, погорел на том, что вел секретные переговоры по телефону, – говорит один из российских инвесторов. – В России, например, никто не ведет переговоров на важные и скользкие темы по телефону, предпочитая обсуждать серьезные вопросы при личных встречах и выключенных мобильных телефонах».

СЕМЬЯ

Радж Раджаратнам вместе с женой Ашей Паблой воспитывают трех детей. Живет семья в Саттон-плейсе – одном из самых шикарных районов Манхэттена. WSJ