Вектор


По двум мишеням

Если государство не выделит РЖД дополнительных субсидий, инвестпрограмма РЖД к 2015 г. будет недофинансирована на 1,9–2 трлн руб., рассказал на отраслевой конференции старший вице-президент РЖД по финансам Вадим Михайлов. Он предупредил, что эта проблема не столько для РЖД, сколько для самого государства: тогда уже к 2012 г. неотремонтированными будут 20% путей и 50% контактной сети. Проблемы уже начались: в этом году инвестпрограмма из-за кризиса была урезана на 41,8% – до 252 млрд руб. (из них собственные средства РЖД – 206 млрд руб.) – и в следующем году останется примерно на том же уровне. Из-за сокращения РЖД уменьшила закупки вагонов и стала откладывать ремонт путей, предупреждает Михайлов, а дальше будет только хуже. Эти угрозы могут помочь достичь сразу двух целей. Первая – краткосрочная – выделение дополнительных госсубсидий на поддержание инфраструктуры: сейчас идет процесс согласования федерального бюджета и бюджета железнодорожной монополии. Но куда важнее вторая цель – долгосрочная. В представленной накануне целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок содержится предложение о заключении между государством и РЖД «сетевого контракта»: государство определяет потребности экономики страны в перевозках, а железнодорожники выставляют счет за проведение соответствующих работ. В таком случае РЖД будет проще добиваться выделения этих денег. А если вдруг инфраструктура не будет справляться с транспортными потоками, ответственность всегда можно будет переложить на чиновников – надо было заказывать больше.

Технологическая надстройка

Первые лица государства не раз критиковали чиновников рангом ниже за медлительность в таких госпроектах, как «электронное правительство» и развитие системы спутниковой навигации «Глонасс». Теперь в правительстве создан департамент информтехнологий и связи во главе с Константином Носковым, бывшим замдиректора департамента госуправления, регионального развития и местного самоуправления аппарата правительства. Новый департамент и будет отвечать за «электронное правительство», спутниковые программы и другие крупные проекты, рассказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков, прежде они относились к компетенции Минкомсвязи. Песков обещает: функции министерства и теперь не урежут, дело департамента – лишь курировать эту работу. В аппарате правительства действуют департаменты по многим отраслям и их деятельность не пересекается с работой отраслевых министерств, заверяют Песков и представитель Минкомсвязи. Было бы логично сделать новую структуру центром ответственности, координирующим действия разных ведомств: в том же «электронном правительстве» несколько госучастников, и их усилия зачастую были разнонаправленными. Но и возможность перенести решение части вопросов из Минкомсвязи «наверх» у правительства теперь тоже есть. Другой вопрос, понадобится ли.

Плата за размер

Регуляторы всего мира ищут способ повысить стабильность финансовой системы. Крупные международные банки слишком большие, чтобы правительства позволили им рухнуть, поэтому их следует разделять на части, заявил на прошлой неделе председатель Банка Англии Мервин Кинг. У председателя Федеральной резервной системы США Бена Бернанке другое предложение – более высокие требования к капиталу системообразующих финансовых институтов и по торговым операциям, а также повышение доли обыкновенных акций в капитале. Регуляторы должны ограничить «искусственные стимулы увеличивать размер» банка, в том числе стимул стать столь крупным, чтобы гарантировать себе поддержку правительства в случае краха, считает Бернанке.

То есть хочешь извлекать выгоду из размера – больше траться на капитал, предлагает Бернанке. Однако этим, судя по всему, новации не ограничатся. Инвестор Джордж Сорос в интервью Financial Times вновь заявил, что если правительство предоставляет банку гарантии по депозитам или из-за его размера, то оно вправе требовать ограничений по вознаграждениям и заемным средствам. А от величины займов и зависит размер бизнеса.