Вектор


Фиксированной связи кризис не страшен – весной об этом заявил президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев, а вчера подтвердил «Связьинвест». Консолидированная выручка его дочерних межрегиональных компаний (МРК) по РСБУ прибавила за девять месяцев 2009 г. 4,4% к аналогичному периоду прошлого года, EBITDA – 11,2%, чистая прибыль тоже незначительно выросла. По итогам всего года рост этих показателей будет еще большим – на 7,3%, 16,2% и 18,5% соответственно, пообещал вчера гендиректор «Связьинвеста» Евгений Юрченко. Доля краткосрочных долгов в общей задолженности компаний холдинга за год уменьшится с 39% до 31%, а доля рублевых обязательств вырастет с 75% до 88%, спрогнозировал он. А наиболее заметно – более чем в шесть раз – должен увеличиться свободный денежный поток компаний: с 4,1 млрд руб. в прошлом году до 26,8 млрд руб. в этом. Приданцев объяснял сохраняющийся рост тем, что фиксированной связью люди не прекращают пользоваться ни при каких обстоятельствах, Юрченко вчера сделал акцент на эффективном управлении затратами и финансами. Впрочем, сотовые операторы, которым их коллеги из фиксированной связи предрекали проблемы в кризис, тоже чувствуют себя неплохо: по темпам роста выручки во II квартале МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» даже превзошли МРК.

Уже не льстит

Когда недешевую одежду под твоим логотипом подделывают китайцы и продают на базарах и интернет-барахолках, это верный признак народного признания, рассказывал «Ведомостям» владелец BoscoSport Михаил Куснирович, на каком-то этапе такая популярность даже доставляет ироничное удовольствие. Видимо, этот этап прошел. Позавчера Bosco была объявлена поставщиком одежды для олимпийцев и лицензионным производителем продукции с символикой «Сочи-2014», а уже вчера московский УБЭП объявил об изъятии в торговом комплексе «Москва» в Люблино – именно туда переехала значительная часть торговцев с Черкизовского рынка – контрафактной одежды с символикой BoscoSport и Олимпиады в Сочи на 10 млн руб. Будут и другие рейды – компания Куснировича подала в ГУВД столицы заявление с просьбой пресечь незаконную торговлю подделками, рассказал источник в ГУВД.

Рост в кризис

Рыночные директивы

Чиновники, похоже, не знают, что и придумать, чтобы заставить нефтяников торговать нефтепродуктами на бирже. То есть торговать так, чтобы объемы были значительными и компании не могли потом заявлять, что в России нет рыночного индикатора цен (для будущих претензий и штрафов от ФАС). Последний «стимул», предложенный Минэкономразвития, – выдавать директивы об обязательной продаже 10% нефтепродуктов на рынке хотя бы для «Роснефти» и «Газпром нефти» (пока не заработает закон с подобными же требованиями). Пока это только предложение, 10 дней его будут изучать другие профильные ведомства – Минэнерго, Минпромторг и ФАС, заявил вчера директор департамента Минэкономразвития Александр Пироженко. Хотя ФАС уже высказалась против. А у нефтяников есть свой рецепт, как и все требования выполнить, и на низких ценах не потерять. Например, делать покупателями нефтепродуктов на бирже свои же сбытовые компании: и деньги не теряются, и цена держится высокой, говорит один из нефтяников.

Рейтинг не обязателен

Многие российские компании с начала кризиса отказались от услуг рейтинговых агентств, объясняя это стремлением сэкономить на расходах. Кто-то отказался от идеи внешних займов, а кто-то решил ограничиться одним рейтингом. Однако вскоре и этого может не потребоваться. Сейчас происходит то, что еще недавно казалось невозможным: компании размещают бонды и структурные инструменты, не получив по ним кредитного рейтинга. Недавние примеры – Highland Capital Management LP, Heineken NV, Gruppo Campari, Credit Suisse Group. Пока это известные на мировом рынке компании. Но если так пойдет и дальше, то их примеру смогут последовать и российские эмитенты.