Вектор


Виталий Савельев, став весной гендиректором «Аэрофлота», устроил «дочкам» авиакомпании настоящую встряску. «Они живут как иждивенцы, постоянно что-то требуют. «Дочка» должна работать сама, занимать свои ниши, а мы – свои. Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки», – возмущался в интервью «Ведомостям» Савельев. По итогам шести месяцев 2009 г. все «дочки» были убыточны, и если сам «Аэрофлот» показал чистую прибыль в $105 млн, то консолидированная оказалась в разы ниже – $14 млн.

Преференции для «Скорой»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) нарушившим закон «О конкуренции»: оно с нарушениями провело конкурс на поставку машин «Скорой помощи» для Минздравсоцразвития (распределялись госзакупки на 1,8 млрд руб., победил «Соллерс»). С жалобой в ФАС обратилась проигравшая компания – группа ГАЗ: она уверяла, что конкурс был проведен c нарушениями. ФАС подтвердила, что конкурсная документация была составлена таким образом, что преференции по ней получали «УАЗы» и Fiat Ducato (их выпускает «Соллерс»). Группа ГАЗ сообщает, что считает решение ФАС принципиальным для пересмотра поставок техники в медучреждения в 2009 г. и при организации закупок автомобилей «Скорой помощи» на 2010 г. Сама служба не так категорична. «Поставки автомобилей уже начались. В этой ситуации пересматривать контракт не имеет смысла. Это скорее сигнал ФМБА на будущее», – сказал начальник управления ФАС Алексей Ульянов. Представитель самого ФМБА вчера не смог предоставить комментарии, представитель «Соллерса» от них отказался.

ГАЗу есть за что бороться: по его оценке, решение ФМБА лишило холдинг госзаказа на 1300 автомобилей. По данным АЕБ, в сентябре ГАЗ продал всего 5083 автомобиля.

«Дочки» в свободном полете

И вот – банкротство «Аэрофлота карго». Затем – переименование «Аэрофлота Дон» в «Дон авиа», вскоре без приставки «Аэрофлот» останется «Норд» (чтобы не прикрывались раскрученным брендом). Наконец, менеджмент «Аэрофлота» занялся поиском инвестора для «Аэрофлота плюс» (услуги деловой авиации). На последнем совете директоров было предложено объявить конкурс среди операторов бизнес-джетов, готовых развивать «дочку» «Аэрофлота» – и деньгами, и флотом, и идеями, рассказали «Ведомостям» два члена совета директоров. Решили: надо разработать требования к инвестору и начать поиск. Впрочем, избавляться от «дочек» авиакомпания не собирается: ведь пассажиропоток с ними гораздо больше. По итогам года «Аэрофлот» перевезет чуть более 8 млн человек, а с «дочками» – 12 млн, дал прогноз Савельев.